Что будет, если военнослужащий откажется от участия в специальной операции в Украине (любой другой операции), какие будут для него юридические последствия?
Что будет, если военнослужащий откажется от участия в специальной операции в Украине, какие будут для него юридические последствия?
Согласно пунктов 1, 2 ст. 1 Федерального закона 1998 г. «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Согласно ст. 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации воинский долг обязывает военнослужащего: строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников).
соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Таким образом, на военнослужащего возлагается обязанность беспрекословно выполнять поставленные задачи (приказы) в любых условиях, а за их невыполнение предусмотрена ответственность.
Согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
На наш взгляд, действия военнослужащего, в случае его отказа от участия в специальной операции в Украине могут быть квалифицированы военно-следственными органами по соответствующей части ст. 332 УК РФ «Неисполнение приказа», а в случае при этом оставления части или места службы, дополнительно - по ст. 337 УК РФ «Самовольное оставление части или места службы».
В тоже время, следует отметить, что согласно ст. 42 УК РФ лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях[1]. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
Таким образом, в случае, если приказ не отдавался в установленном порядке или он является заведомо незаконным, за его неисполнение уголовная ответственность по ст. 332 УК РФ исключается.
Некоторые юристы считают, что поскольку отдание приказов в рамках спецоперации сопряжено с пересечением границы Российской Федерации и иностранного государства, при этом требования законодательства Российской Федерации и законодательства Украины о пересечении границы не соблюдаются, поэтому и такой приказ является заведомо незаконным.
Таким образом, если следственные органы или суд придут к выводу о том, что приказ, который не был исполнен военнослужащим, или не был отдан в установленном порядке, или является заведомо незаконным, уголовное дело по указанной статье 332 УК РФ в отношении такого военнослужащего не должно быть возбуждено вовсе, или должно быть прекращено.
Что касается самовольного оставления военной службы.
Если военнослужащий откажется от участия в специальной операции, при этом не будет покидать места службы (останется по месту постоянной или временной дислокации воинской части (подразделения), то в данном случае не будет и оснований для привлечения такого военнослужащего к уголовной ответственности по ст. 337 УК РФ.
Следует отметить, что в случае, если у военнослужащего, отказавшегося участвовать в специальной военной операции (СВО), закончился контракт о прохождении военной службы, а новый с ним еще не заключен[1], такой военнослужащий увольняется соответствующим командиром (начальником) по пункту «б» части 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Аналогичный алгоритм действует в случае отказа от участия в СВО военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным, а военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины, включительно, - ограниченно годным или негодным к военной службе (увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами «в» и «г» части 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Такие военнослужащие не должны подвергаться уголовному преследованию, принятие процессуальных решений по фактам неисполнения ими соответствующих приказов в данном случае не требуется, поскольку эти военнослужащие не являются субъектом воинского преступления, предусмотренного ст. 332 УК РФ «Неисполнение приказа».
Можно ли отказаться от участия в спецоперации в Украине читайте здесь=>>>
[1] Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации № 360 от 8 августа 2001 г. «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации» приказы, директивы, распоряжения иные служебные документы командиров (начальников) должны издаваться, а боевые документы готовиться при неукоснительном соблюдении норм международного гуманитарного права.
Можно ли расторгнуть контракт о прохождении военной службы в одностороннем порядке читайте здесь=>>>
Какую ответственность несут военнослужащие за нарушение норм международного гуманитарного права (нарушение правил ведения боевых действий) читайте здесь=>>>
Какие суммы выплачиваются в случае гибели (смерти) в ходе спецоперации в Украине смотрите здесь=>>>
Какие суммы выплачиваются при получении ранения в ходе спецоперации в Украине смотрите здесь=>>>