О членах семьи военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, имеющих право в составе его семьи на жилищное обеспечение.

 

Кто относится к членам семьи военнослужащего или гражданина уволенного с военной службы (военного пенсионера), имеющим право на обеспечение жильем (получение квартиры, ГЖС или жилищной субсидии) в составе его семьи

Вопрос о том, кто имеет право на получения жилья в составе семьи военнослужащего, военного пенсионера или гражданина, уволенного с военной службы без права на пенсию, но с оставлением в очереди на получение жилья, или исключенного из списков личного состава в связи со смертью (гибелью) (далее для краткости будем всех указанных лиц называть военнослужащими) остается все-еще актуальным как для простых граждан, так и для правоприменитлей, несмотря на то, что на эту тему есть масса исследований и публикаций. В разное время подход к решению этого вопроса был разным. Жилищные  органы воинских частей и военных организаций, квартирные органы Министерства обороны РФ (сначала КЭЧ районов, КЭУ, ГЛАВ КЭУ, КЭО, МИС, и другие)  и иных военных ведомств, да и суды разных уровней, пытались к данным правоотношениям применять нормы Федерального закона РФ 1998 г. «О статусе военнослужащих» (а еще ранее – Закона РФ 1993 г. «О статусе военнослужащих»), где круг членов семьи военнослужащего определен п. 5 ст. 2 указанного Закона. В связи с этим  Верховный Суд РФ посчитал своим долгом дать соответствующие разъяснения (спустя 7 лет после принятия первого Закона «О статусе военнослужащих») и принял Постановление Пленума ВС РФ № 9 от 14.02.2000 г., в котором  указал, что «При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.». Практически аналогичное разъяснение вошло в принятое в последующем Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". Казалось бы, все спредельно ясно разъяснено. Тем удивительнее, что в до последнего времени и суды и военные жилищные органы в отдельных случаях при определении членов семьи, имеющих право на получение жилья вместе с военнослужащим, пытались применять  п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона (Вы легко можете в этом убедиться сами обратившись к практике, например, Московского окружного военного суда). А кто же на самом деле имеет право на получение жилья или жилищной субсидии вместе с самим военнослужащим, кто считается членом его семьи, являются ли таковыми его дети в возрасте более 23 лет или дети супруги (супруга) от предыдущего или предыдущих браков?

Обратимся, наконец, к Жилищному кодексу РФ (далее - ЖК РФ),  к которому нас отсылает указанное выше Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 . В нем две статьи посвящены членам семьи. В зависимости от того, в какой квартире (жилом помещении) с семьей живет военнослужащий, нужно применять ту или иную статью. Если квартира (дом, комната) принадлежит гражданину на праве собственности, применяется ст. 31 ЖК РФ, если находится в государственной или муниципальной собственности, или иной собственности (не физического лица), квартира предоставлена по ордеру или договору социального найма, следует применять ст. 69 ЖК РФ. Вроде бы все ясно, но … В статье 31 ЖК РФ сказано, цитата: «К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.». Таким образом, из толкования содержащейся  в приведенной  статье нормы права можно сделать вывод о том, что если собственник жилого помещения проживает отдельно, то во всяком случае тех, кто проживает в принадлежащем ему жилом помещении, нельзя признать членами его семьи. Такой вывод совпадает с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". Однако в настоящее время ссылки на указанный документ, содержащиеся в апелляционных и кассационных жалобах судами отвергаются под тем предлогом, что «Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.» (смотрите, например, Определение СК по ГД Верховного Суда РФ от 15 июня 2015 г. № 9-КГ15-7 или Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2015 г. № 32-КГ15-11). Интересно, те судьи Верховного Суда РФ, что выносят такие определения, каким образом узнали о том, что Пленум Верховного Суда РФ давая такое разъяснение, исходил из того, что у собственника имелось только одно жилое помещение? В самом указанном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 ничего об этом не сказано и ничего подобного из него не следует. Можно ли подстраховаться, от того, чтобы Вас вдруг не сняли с очереди (исключили из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем) и не отказали в получении жилья, если Вы проживаете у знакомых или родственников? Вот несколько рекомендаций. Во-первых, Вам необходимо заключить с собственником жилого помещения соглашение о временном проживании не в качестве членов семьи (примерный образец соглашения о временном проживании не как член семьи можно посмотреть и скачать здесь). Во-вторых, до получения жилья от Министерства обороны РФ необходимо зарегистрироваться по адресу воинской части. Это тоже очень важно, поскольку до сих пор (!) многие суды, не говоря уже о ДЖО МО РФ и структурных подразделениях,  а также жилищные комиссии других федеральных органов, где законом предусмотрена военная служба (ФСБ, ФСО, ВВ МВД и др.),  вывод о том, что то или иное лицо приобрело право пользования жилым помещением в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, делают из самого факта регистрации по месту жительства (постоянной прописки)! При этом, на сей счет все в том же  Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 дано разъяснение, согласно которому регистрация гражданина по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (п.11). Данный вывод подтверждается также правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в своем Определении  от 27 июля 2006 года № 6н-193/05 (кстати, из указанного определения, кроме того, следует, что Соглашение о временном проживании может быть устным, это во-первых, а во-вторых, проживание  в квартире родственников не лишает права на получение жилья («один лишь факт регистрации военнослужащего в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственникам, без учета иных обстоятельств, имеющих существенное значение, не может являться основанием для отказа в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.») Таким образом, тот факт, что военнослужащий с членами семьи длительный срок зарегистрирован в квартире родственника, даже ближайшего, знакомого  или вовсе незнакомого лица сам по себе не означает, что он приобрел на эту квартиру какое-либо самостоятельное право и является ее нанимателем, собственником или членом семьи нанимателя, собственника  указанного жилого помещения. Вообще, как говорится, для разбирающихся в предмете юристов это уже давно не вопрос, а вот для судов почему-то – нет.

А что, если военослужащий проживает со своей семьей в квартире, которая относится к государственному или муниципальному жилищному фонду и она предоставлена ему по договору поднайма или без заключения такового, по договору о безвозмездном пользовании, например, или вовсе по устной договоренности, не собственником, а нанимателем жилого помещения?

Как указано в упомянутом выше  Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 (п. 25) "Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в) в исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.".

Согласно ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.

Таким образом, для вселения в качестве членов семьи нанимателя, по общему правилу, требуется оформление письменного согласия всех членов семьи.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 к другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Таким образом, поскольку ребенок супруги является ее родственником, согласно указанному разъяснению Пленума Верховного Суда РФ он считается членом семьи нанимателя жилого помещения (в нашем случае в роли нанимателя выступает военнослужащий) и в составе его семьи имеет право на жилищное обеспечение. Признавать детей супруги от предыдущего брака или иных родственников, как следует из указанного разъяснения, находящимися на иждивении, для включения в личное дело военнослужащего с целью получения на них жилья, нет необходимости. Однако нужно помнить, что обязательным условием признания членом семьи военнослужащего для целей жилищного обеспечения является факт совместного с ним проживания.  В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

Если Вам нужна помощь в призанании в судебном или досудебном (административном) порядке Ваших родственников и супругов Ваших детей, иных лиц в качестве членов Вашей семьи, как для целей жилищного обеспечения, так и для получения ими иных социальных гарантий, которые установленых Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих" (медицинская помощь в военных лечебных учреждениях, преимущественное право приема в дошкольные образовательные учреждения (детские сады), право на бесплатный проезд, в тех случаях, когда это предусмотрено законом, право на санаторно-курортное лечение и др.)  Вы можете обратиться к нашим военным юристам за консультацией, оформлением необходимых документов для органов военного управления, жилищных органов или суда и представления Ваших интересов по указанному вопросу в суде.

Возвращаясь к членм семьи,в частности детям, военнослужащего (бывшего военнослужащего, отставника), имеющим право на обеспечение жильем в составе его семьи. Поскольку ЖК РФ в сатьях 31, 69 к членам семьи относит детей, без указания на их возраст, следовательно, дети независимо от возраста, при условии, что они совместно проживают с военнослужащим (бывшим военнослужащим), имеют право на обеспечение жильем (в любой форме) в составе его семьи.

Следует отдельно отметить, что члены семьи военнослужащего, который погиб (умер) в период прохождения военной службы, имеют право на внеочередное обеспечение жильем, при этом при расчете полагающейся общей площади жилого помещения учитывается сам погибший (умерший) военнослужащий и наличие у него права на дополнительную жилую площадь, также указанные члены семьи имеют право выбора места жительства. Важно при этом отметить, что члены семьи военнослужащего, который погиб (умер) в период прохождения военной службы, имеют право на обеспечение жильем, если даже военнослужащий до своей смерти не стоял в очереди на получение жилья (не был признан нуждающимся в жилищной обеспечении), но при этом имел право стоять в такой очереди (смотрите, например, Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.07.2015 г. № 5-КГ15-67),  при этом, как отмечено в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.02.2016 г. № 56-КГ15-27, выслуга лет (продолжительность военной службы) правового значения для признания указанных лиц нуждающимися в обеспечении жильем не имеет.

В случае, если Вам отказывают в постановке в очередь на получение жилья (включении в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений) по причине того, что  Ваш супруг-военнослужащий на момент смерти (гибели) не был признан нуждающимся в получении жилья (не стоял в очереди (Едином реестре) на жилое помещение), Вы можете при подготовке заявления в суд воспользоваться исковым заявлением и в случае необходимости - кассационной жалобой, которые нами были использованы в деле Мартияновой Е.Г. Верховный Суд РФ тогда удовлетворил ее кассационную жалобу и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, где ее требования к жилищной комиссии и командиру войсковой части были удовлетворены в полном объеме.

На вопрос о том, какое заявление: исковое заявление или административное исковое заявление (административный иск) нужно в настоящее время подавать в суд, когда квартирные органы (ДЖО МО РФ, жилищные комиссии) отказывают в постановке в очередь на получение жилья членам семьи, погибшего (умершего) военнослужащего, однозначного ответа нет.  Письмо Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 г. № 7-ВС-7105/15 «О направлении информация по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке» внесло в этот вопрос неразбериху. В указанном Письме разъяснено, что такая категория дел (о признании недействительным (незаконным) решения органа местного самоуправления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (либо об отказе в постановке на учет), об обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения; о признании незаконными действий об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий) должна рассматриваться  в исковом порядке, а, следовательно, в таких случаях нужно обращаться с исковым заявлением. В тоже время, в Бюллетене Верховного Суда РФ № 12 от 2005 года на вопрос под № 13: «В каком порядке могут быть оспорены решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?». Дается ответ: «На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли. Данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления. Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, определенном главой 25 ГПК РФ» (в настоящее время действует Кодекс административного судопроизводства РФ)». С учетом изложенного, представляется, что все же правильнее (в смысле достижения нужного результата), подавать в гражданские суды исковые заявления о признании недействительным (незаконным) решения Департамента жилищного обеспечения (ДЖО МО РФ), его региональных управлений (ЗРУЖО, ЮРУЖО, ВОРУЖО) или жилищной комиссии о признании незаконными действий (решения) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Также зачастую возникает также вопрос о том, в какой суд военный или гражданский нужно подавать иск членам семьи бывшего военнослужащего, который погиб (умер)? Здесь можно дать однозначный ответ, что члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего должны обращаться  с исками к квартирным органам Министерства обороны РФ (ДЖО МО РФ) или жилищным комиссиям воинских частей ВВ МВД, ФСО РФ, ФСБ РФ в гражданские суды по месту нахождения этих органов, не по месту жительства таких членов семьи (истцов). Следует также помнить, что военнослужащие, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями через органы власти местного самоуправления по месту жительства за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Постановлением Правительства от 6 сентября 1998 г. № 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих..». Зачастую им приходится сталкиваться с тем, что местные администрации или власти субъекта Российской Федерации отказывают во включении их в список или сводный список граждан, изъявивших желание об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в том числе, когда бывший военнослужащий и члены его семьи или кто-то один из членов семьи не хотят или отказываются сдавать занимаемое жилое помещение. Если Вы столкнулись с подобным случаем, Вы можете ознакомиться и скачать образец искового заявления об обязании Министерства строительного комплекса Московской области включить бывшего военнослужащего с членами его семьи, состоящих на жилищном учете в администрации одного из районов Московской области, в Сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с  Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Указанное заявление было рассмотрено Красногорским городским судом Московской области и удовлетворено полностью.


Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

 

Заходите: http://www.voensud-mo.ru/

Пишите: sud-mo@yandex.ru

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

- разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

- оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.

 

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»