О формах (способах) реализации права на жилищное обеспечение военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семьи

 

Какие существуют способы (формы) реализации права на обеспечение жильем военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей
 

В настоящее время военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в соответствии с Федеральным законом РФ 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» могут реализовать свое конституционное право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) путем заключения  договора социального найма на жилое помещение, получения жилого помещения сразу в собственность, получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (ГЖС), в том числе при отселении из закрытых военных городков бывших военнослужащих и членов их семей и лиц гражданского персонала, получения жилищной субсидии на покупку или строительство жилого помещения (используйте калькулятор жилищной субсидии военнослужащих Вооруженных Сил РФ (МО РФ), ФСБ, ФСО, ВНГ, СВР на 2015-2024 гг.), получения денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а граждане, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления – путем получения единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения (используйте калькулятор для расчета единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения).

Получение жилья по договору социального найма (ДСН) или в собственность

Получение жилья военнослужащими Вооруженных Сил РФ и иных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (ФСБ РФ, ФСО РФ, ВВ МВД, ВНГ  и т.д.) по договору социального найма или сразу в собственность является «традиционным» способом реализации права на получение жилья. При этом, согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», те военнослужащие, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (здесь следует сделать оговорку – и вставшие на жилищный учет до 01 января 2014 года, поскольку вставшие на жилищный учет после указанной даты имеют право на получение только жилищной субсидии) имеют право после пяти лет службы как на получение жилого помещения по договору социального найма (ДСН), так и сразу в собственность, а также по их желанию – жилищной субсидии. Следует отметить, что указанная категория военнослужащих, что прямо указано в  абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», имеет право в период службы приобрести жилые помещения только по месту прохождения военной службы, а при увольнении – в избранном месте жительства. Однако, как известно, в настоящее время в Министерстве обороны РФ отсутствует механизм сдачи (передачи) жилых помещений, находящихся в собственности военнослужащих и членов их семей, что на практике может привести к невозможности реализации ими права на получение жилья в избранном месте жительства при увольнении с военной службы. В настоящее время, например, суды, включая Конституционный Суд РФ и Верховный Суд  РФ, отказывают военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в признании за ними права на сдачу принадлежащего им на праве собственности жилья с целью последующей реализации права на получение жилья в избранном месте жительства, со ссылкой, в том числе на постановление Правительства РФ  от 6 сентября 1998 г. № 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих …». Здесь нужно сделать важный вывод о том, что если военнослужащие, относящиеся к указанной категории, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года,  все же в период прохождения военной службы приобретут (купят) жилое помещение не по месту прохождения ими военной службы, а сразу в избранном месте жительства, то они тем самым лишат себя права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 909 (ред. от 18.09.2015) "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Кстати, Вы сможете воспользоваться калькулятором расчета предельного размера денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

Военнослужащие же, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, (за исключением участников НИС) на весь срок службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, а при достижении общей продолжительности военной  службы (это значит в календарном исчислении) 20 лет и более, а также при увольнении по льготным основаниям (ОШМ, состояние здоровья, достижение предельного возраста пребывания на военной службе) и выслуге (в календарном исчислении) 10 лет и более, им предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства. То есть, в отличие от военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года, они имеют право приобрести (получить) жилье в период прохождения военной службы сразу в избранном месте жительства.

ВНИМАНИЕ!!!

С 6 июля 2016 г. прием документов для получения служебного жилья в Московском регионе осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Садово-Спасская д. 1, стр. 2, корп. 7 (1 отдел Западного РУЖО).

Понедельник, Среда, 10.00 - 14.00 (Представители от воинских частей по г. Москве, военнослужащие по Московской области);

Вторник, Четверг, 10.00 - 14.00 (Представители от воинских частей по Московской области, военнослужащие по г. Москве);

Пятница - не приемный день. Суббота, Воскресенье - выходные дни.

Контактные телефоны: 8(495) 696-30-31 (делопроизводство), т. факс. 8(495) 696-30-90.

С 11 июля 2016 г. принятие на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений для постоянного проживания, проходящих военную службу в г. Москве и Московской области, осуществляет Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по адресу: г. Москва, ул. Знаменка, д. 19.

Прием документов от военнослужащих:

а) в письменной форме по Почте России на адрес: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;

б) через представителей воинских частей, по графику вторник-четверг  с 9:00 до 17:00, обед с 12:00 до 14:00 (каб. 4069);

в) Вторник, Четверг, 14.00 - 16.00 представление документов военнослужащими для получения жилого помещения для постоянного проживания по предварительному приглашению Департамента жилищного обеспечения Минобороны России по адресу:
г. Москва, Б. Знаменский пер., д. 8/12, каб. 2.

г) Среда, Пятница, 10.00 - 13.00 выдача решений военнослужащим о предоставлении жилых помещений для постоянного проживания (в собственность бесплатно, по ДСН) и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по предварительному приглашению Департамента жилищного обеспечения Минобороны России по адресу: 
г. Москва, Б. Знаменский пер., д. 8/12, каб. 2.

д) Вторник-четверг с 14:00 до 16:00 (каб. 3.) выдача извещений о распределении жилых помещений производятся по адресу г. Москва, ул. Большой Знаменский пер., д. 8/12.

Минобороны РФ разрабатывает проект Указа Президента РФ, который позволяет Министру обороны РФ (Директору ФСБ, Директору ФСВНГ и т.д.) принимать решения о предоставлении жилья (жилищной субсидии)  участникам СВО, которые ранее не получали жилья от военного ведомства и на момент принятия такого решения не обеспечены жильем.

Получение жилищной субсидии

Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 г. № 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", с 1 января 2014 года внесены изменения в порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в том числе указанным законом введена новая форма обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы - жилищная субсидия. Жилищная субсидия согласно указанному закону должна предоставляться всем военнослужащим (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), признанных нуждающимися в обеспечении жильем, начиная с 01 января 2014 года. Кроме того, те лица, которые были признаны нуждающимися в жилищном обеспечении до 01 января 2014 года, но отказались от предложенного им жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным действующим законодательством РФ, или изменили избранное место жительства после указанной даты – 01 января 2014 года, также получат жилищную субсидию. Кому предоставляется жилищная субсидия, как она рассчитывается, в каких случаях вместо квартиры предоставляется жилищная субсидия, кто жильем обеспечивается вне очереди, можно ли отказаться от полученной квартиры, изменить избранное место жительства без последствий, можно узнать прочитав наш комментарий к указанному Закону.

Для расчета жилищной субсидии используйте калькулятор на 2015-2023 гг.

 

Предоставление социальной выплаты (ГЖС)

Другим способом реализации права на получение жилья военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы и членами их семьи является предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, право на получение которой удостоверяется Государственным жилищным сертификатом (ГЖС). Использование ГЖС является наименее популярной формой реализации права на жилище, поскольку по нему на сегодняшний день меньше всего предоставляется средств  для приобретения жилого помещения.

Следует отметить, что приобретение жилья при помощи ГЖС осуществляется исключительно на добровольной основе, это значит, что заставить Вас выбрать именно этот способ обеспечения жильем никто не может.

Однако надо сказать, что на сегодняшний день приобретение жилья при помощи Государственного жилищного сертификата это единственная возможность реализовать свое права на отселение из закрытого военного городка, категориям граждан, имеющим на это право. Судебная практика показывает, что право на отселение с территории закрытых военных городков имеют не все граждане, проживающие на этой территории. Суды признают такое право за гражданами, перед которыми у государства имеется  обязанность по обеспечению жильем. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что при признании права на отселение учитываются основание увольнения с военной службы и имеющаяся выслуга лет (продолжительность военной службы) (см., например, Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.02.2016 г. № 91-КГ15-5).

Как следует из информации с официального сайта Минобороны РФ оно обратилось с просьбой выделить 7,5 млрд рублей на программу переселения жителей из закрытых военных городков, сейчас на это выделяется около 100 млн рублей в год по сертификатам Минстроя России. Об этом заявил заместитель руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ Сергей Иванов на заседании в Совете Федерации.

«В настоящее время на территории закрытых военных городков проживает 3150 граждан, признанных участниками подпрограммы ФЦП «Жилище» до 2020 года. Необходимый объем бюджетных ассигнований для переселения указанных граждан - 7,5 млрд рублей», - сказал Сергей Иванов.

При этом, по его словам, Минстроем на оформление сертификатов Минобороны РФ в 2015 году было выделено 86,6 млн рублей, 110,1 млн рублей было выделено в 2016 году и 101,9 млн рублей выделено в 2017 году.

Он также уточнил, что с целью решения этой задачи Президентом по инициативе Минобороны было дано поручение Правительству о выделении бюджетных средств для оформления Минобороны России трех тысяч жилищных сертификатов. «Минобороны для исполнения поручения в период с 2015 года по 2017 год было подготовлено три обращения к Президенту, пять обращений в Правительство, проведено более 10 совещаний с органами исполнительной власти. Несмотря на комплекс мер, организованных и проведенных Минобороны, поручение на сегодняшний день не выполнено и оставлено на контроле Правительства до 15 ноября этого года», - констатировал Сергей Иванов.

Он рассказал, что в апреле этого года Минобороны направило обращение Президенту России с просьбой дать поручение Правительству о выделении дополнительно 7,5 млрд рублей.

«Вопрос находится в проработке, при этом рассматривается вопрос о выделении части необходимых средств из указанного источника», - отметил Сергей Иванов.

При этом Министерство обороны РФ подготовило проект Указа Президента Российской Федерации "Об особенностях жилищного обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков" (подготовлен Минобороны России 31.08.2017 г.), который предполагает, что граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков, смогут по своему выбору получить "в собственность бесплатно или по договорам социального найма в населенных пунктах, в которых у соответствующего федерального органа имеются невостребованные военнослужащими жилые помещения.".

Также приобретение (покупка) жилья при помощи ГЖС это единственный способ реализации права на жилище, который позволяет военнослужащим, имеющим на праве собственности жилое помещение, сдать его или дать обязательство о его сдаче в государственную или муниципальную собственность, и получить денежные средства для реализации права на получение жилого помещения в избранном месте жительства. Кроме того, он позволяет получить жилое помещение с учетом имеющегося в собственности (не по ДСН), однако только в том случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров.

Граждане, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления имеют возможность реализовать свое право на получение жилья, как указано выше, используя Государственный жилищный сертификат.

Кроме того, ГЖС позволяет реализовать право на жилье тем военнослужащим, у которых нет 10 лет военной выслуги, но при этом они ранее проходили службу (не военную) в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, а также в уголовно-исполнительной системе, если общая продолжительность службы составит более 10 лет, при этом увольнение будет производиться по одному из "льготных" оснований: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями/

.Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, учитываемый при расчете социальной выплаты, предоставляемой по ГЖС, определяется Минстроем РФ на полугодие.

Для самостоятельного расчета Вы можете использовать калькулятор социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой ГЖС на 2015-2023 гг.

 

Предоставление единовременной денежной выплаты

В связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и выделением средств из федерального бюджета на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений до 01 января 2005 года» у указанной категории граждан появилась возможность приобрести жилое помещение также путем получения единовременной денежной выплаты (ЕДВ). Этот способ реализации права на жилище для бывших военнослужащих, вставших на жилищный учет в соответствии с постановлением Правительства РФ  от 6 сентября 1998 г. № 1054 предпочтителен, так как при расчете единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой указанной категории граждан, используется средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, которая определяется Минстроем РФ ежеквартально и, как правило, выше, чем  норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, учитываемый при расчете социальной выплаты, предоставляемой по ГЖС. Кроме того,  если у Вас в собственности имеется жилое помещение (или доля в праве общей собственности) и Вы по каким-то причинам не можете или не желаете его передать в государственную или муниципальную собственность, Вы можете получить ЕДВ независимо от того, сколько квадратных метров общей площади жилого помещения Вам недостает, даже если менее 18 кв. м.

Используя наш калькулятор Вы можете самостоятельно расчитать размер единовременной денежной выплаты (ЕДВ), выделяемой на приобретение или строительство жилого помещения.

Ознакомиться с  нормативом стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по РФ  (используется для расчета жилищной субсидии и социальной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, право на получение которой удостоверяется Государственным жилищным сертификатом (ГЖС)) можно здесь=>>>.

Участие в НИС (накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих)

В скором времени единственным способом реализации права на жилище будет приобретение жилья с использованием денежных средств, предоставляемых участникам  накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, поскольку обязательными участниками указанной системы согласно ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являются военнослужащие, заключившие первые контракты о прохождении военной службы, начиная с 1 января 2005 года.

Указанный способ реализации права на жилище имеет ряд преимуществ. Так, уже через три года участия в этой программе (по сути через три года после окончания военного ВУЗа или заключения контракта о прохождении военной службы) участник НИС имеет право приобрести себе жилое помещение, при этом необязательно по месту прохождения военной службы. Учитывая, что в отношении указанной категории военнослужащих обязанность государства обеспечить их жильем по месту прохождения военной службы никто не отменял, они в случае покупки жилья по избранному месту жительства, не совпадающему с местом прохождения военной службы, сохраняют право быть обеспеченными служебными жилыми помещениями в течение трех месяцев со дня прибытия к новому месту службы, а в случае их отсутствия – осуществлять наем жилого помещения (поднаем) и получать за него денежную компенсацию. Кроме того, основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии со ст. 10 Федерального закона является наличие у военнослужащего - участника НИС общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более. Напомним, что у тех военнослужащих, кто не является учасником НИС и обеспечивается служебным жильем на весь срок военной службы, право на получение жилого помещения для постоянного проживания (в собственность или по договоросу социального найма или жилищной субсидии) возникает при достижении общей продложительности военной службы только в календарном исчислении 20 лет.

Положительным моментом для указанной категории военнослужащих также является то обстоятельство, что в настоящее время (что удивительно, учитывая, что согласно ст. 40 Конституции РФ жилье предоставляется «нуждающимся в жилище») участниками указанной системы являются военнослужащие, без признания их нуждающимися в обеспечении жильем (полагаем, однако, что такая практика не продлится вечно). Более того, участники НИС могут приобрести в период службы другое жилое помещение, без угрозы быть исключенными из программы НИС.

Однако указанная система жилищного обеспечения военнослужащих имеет ряд особенностей, на которые следует обратить внимание. Так, в случае увольнения с военной службы при выслуге менее 10 лет в календарном исчислении, а также при выслуге от 10 лет до 20 лет при увольнении  не по одному из льготных оснований (в качестве таких оснований указанный Закон установил, кроме прочих общеизвестных, - увольнение по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе) участнику НИС придется  вернуть предоставленные ему государством денежные средства. Кроме того, указанная система не учитывает численный состав членов семьи военнослужащего, независимо сколько у участника НИС членов семьи размер предоставляемых денежных средств будет одинаковым, исключение составляют случаи, когда оба супруга  являются военнослужащими, в этом случае каждый из них имеет право участвовать в НИС самостоятельно. При этом, в случае расторжения брака, у супруги военнослужащего могут возникнуть проблемы, так как до последнего времени суды не признавали за ними право на часть жилого помещения, так как считалось, что «действующее правовое регулирование получения целевого жилищного займа и условия кредитного договора  не предполагают какого-либо участия супруга военнослужащего - участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, как в совершении сделки, так и в ее последующем исполнении, в связи с чем право на такое жилье возникает только у самого военнослужащего и не распространяется на иных членов семьи». Однако в последнее время наблюдается разворот в судебной практике, суды все чаще встают на сторону бывших жен военнослужащих, очевидно, больше, исходя из желания защитить их, чем из буквы закона. Также суды стали признавать право второго супруга военнослужащего (если один из них участник НИС, а другой -  нет) на жилье, приобретенное по военной ипотеке другим супругом,  с тем чтобы исключить обязанность государства обеспечивать жильем обоих военнослужащих, смотрите, например, определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2015 г. № 211-КГ-17.

СПРАВКА

о размере накопительного взноса - денежных средств, выделяемых из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы (военная ипотека) жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) за период 2005 – 2022 гг.

и доходах от инвестирования накоплений

Год

Сумма взноса (год), руб.

Сумма взноса (мес.), руб.

Доходность от инвестирования накоплений (%)

2024

365 346,6

30 445,55

 

2023

349 614,0

29 134,5

 

2022

311 044.5

25 920,4

4,83 (за 8 мес.)

5,26 - за год

2021

299 081,2

24 923

4,34

2020

288 410,0

24 034

7,4

2019

280 009,7

23 334

9,76

2018

268 465,6

22 372

8,02

2017

260 141

21 678

9,35

2016

245 880

20 490

12,92

2015

245 880

20 490

12,72

2014

233 100

19 425

7,87

2013

222 000

18 500

8,84

2012

205 200

17 100

9,03

2011

189 800

15 825

5,04

2010

175 600

14 716

9,5

2009

168 000

14 000

-

2008

89 900

7 491

-

2007

82 800

6 900

-

2006

40 600

3 383

-

2005

37 000

3 083

-

Внесенным в Государственную Думу законопроектом  «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предлагается  увеличить в 2018 году размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников НИС, с 260 141,00 рублей в 2017 году до 268 465,6 рубля в 2018 г. Читать новость

Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников,  в 2023 год установлен в сумме 349 614,0 рублей, читать новость=>>>

Следует помнить, что согласно ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения участника военной ипотеки включают в себя, помимо накопительных взносов, что указаны в таблице выше, также доходы от инвестирования и отражаются на именном накопительном счете участника НИС.

Согласно Правил раскрытия информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", раскрытию подлежит следующая информация:

а) сведения об изменении размера накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих за отчетный год по форме согласно приложению N 1;

б) сведения об использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих за отчетный год по форме согласно приложению N 2;

в) сведения об изменении рыночной стоимости активов совокупного инвестиционного портфеля за отчетный год по форме согласно приложению N 3;

г) сведения о совокупном инвестиционном портфеле за отчетный год по форме согласно приложению N 4;

д) сведения о доходах от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих за отчетный год по форме согласно приложению N 5;

е) сведения о вознаграждении и необходимых расходах управляющих компаний за отчетный год по форме согласно приложению N 6;

ж) сведения о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, по форме согласно приложению N 7.

Уполномоченный федеральный орган раскрывает указанную  информацию ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, после представления соответствующих отчетов в Правительство Российской Федерации.