Обзор (комментарий) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

 

Комментарий нового Закона о жилищном обеспечении военнослужащих.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" с 1 января 2014 года внес изменения в порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Что нового?

Данный закон устанавливает новую форму (способ) обеспечения жилым помещением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - предоставление денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений (субсидии на строительство или приобретение жилого помещения  - жилищной субсидии). Размер жилищной субсидии рассчитывается исходя из норматива общей площади жилого помещения (на 1 чел. – 33 кв.м., на 2-х – 42, на 3-х и более человек по 18 кв.м. общей площади жилого помещения) и норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации. Указанные нормативы должно определить Правительство РФ (Справку о нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по годам можно посмотреть здесь=>). Следует отметить, что при определении размера указанной субсидии применяются поправочные коэффициенты, учитывающие общую (не льготную) продолжительности военной службы. Коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации. При определении размера жилищной субсидии учитывается также состав семьи и наличие права на дополнительную площадь (только 15 кв.м.). Для самостоятельного расчета размера жилищной субсидии можно воспользоваться актуальным калькулятором жилищной субсидии.

Указанная субсидия выплачивается всем, кто был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, начиная с 01 января 2014 года. Кроме того, те лица, которые были признаны нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма до 01 января 2014 года, но отказались от предложенного им жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным действующим Законодательством РФ, или изменили избранное место жительства после указанной даты, также получат жилищную субсидию. Жилищная субсидия может быть использована военнослужащими (гражданами, уволенными с военной службы с сохраненеим права на обеспечение  жильем - оставлением в очереди на получение жилья) исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Закон устанавливает, что военнослужащие, имеющие право на жилищное обеспечение, не могут быть без их согласия уволены с военной службы до предоставления им жилищной субсидии.

Произведенный анализ позволяет сделать, кроме прочего, вывод о том, что те военнослужащие, которые обеспечиваются на первые пять лет службы служебными жилыми помещениями, а затем - по договору социального найма или в собственность, имеют право использовать жилищную субсидию на строительство/ приобретение жилого помещения только по месту прохождения ими военной службы (если они не увольняются), а те военнослужащие, кто имеет право на весь период прохождения военной службы на получение только служебного жилого помещения, имеют право при достижении выслуги 20 лет, использовать указанную субсидию на строительство/ приобретение жилого помещения в любом населенном пункте Росийской Федерации, что, конечно же, не соответствует ст. 19 Конституции РФ.. (ВАЖНО!!! Здесь, кстати, кроется очень серьезная проблема, которая заключается в том, что в дальнейшем из-за отсутствия возможности сдать Министерству обороны РФ квартиру, приобретенную по месту прохождения военной службы при помощи жилищной субсидии, с учетом складывающейся судебной практики, воспользоваться правом на получение жилого помещения в избранном месте жительства при увольнении с военной службы не получится. Кроме того, в том случае, если такой военнослужащий купит при помощи жилищной субсидии жилое помещение не по месту прохождения военной службы, он лишится права на обеспечение служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы, и не будет иметь и права  на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (кстати, с 30.09.2015 г. внесены изменения в порядок и размеры выплаты указанной компенсации), поскольку военнослужащий нарушил требования закона о приобретении жилого помещения по месту прохождения военной службы.

Указанным Законом установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, площадь положенного членам его семьи жилого помещения определяется с учетом умершего (погибшего).

Законом предусмотрено также, что военнослужащие, имеющие трех и более детей, обеспечиваются жильем во внеочередном порядке.

Закон, кроме прочего, определяет, что избранным местом жительства является населенный пункт (не субъект, край или область...).

Закон вступил в силу 01 января 2014 года.

Данный закон в части возможности получения жилищной субсидии на граждан, уволенных с военной службы до 2005 года и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах власти местного самоуправления, не распространяется. Указанная категория граждан может реализовать свое право на получение жилья путем получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой бывшим военнослужащим и членам их семей, вставшим на жилищный учет в органах власти местного самоуправления по избранному месту жительства в соответствии с постановлением Правительства РФ 1998 г. № 1054.

О применении настоящего закона смотрите также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 "О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ, ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ".