О праве на получение служебного жилья по месту прохождения службы при наличии жилого помещения в прилегающем населенном пункте

Какой населенный пункт считается близлежащим применительно к жилищному обеспечению военнослужащих? Близлежащий пункт это?

Статьей 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Какой населенный пункт считается «близлежащим»»? Близлежащий пункт это?

К сожалению, законодатель не уточнил в указанной статье Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», посвященной жилищным правам военнослужащих, какие населенные пункты следует считать близлежащими, не дал определения этому понятию, не установил так называемую норму-дефиницию, из-за чего возникает множество вопросов при правоприменении.  Так, некоторым военнослужащим, отказывают в предоставлении служебного жилого помещения, на том основании, что они имеют в собственности жилое помещение, приобретенное посредством участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, или иным способом (при помощи жилищной субсидии, ГЖС или при приватизации жилого помещения), расположенное в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте. Расположены ли эти жилые помещения в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах и является ли такой отказ законным, найти ответ на этот вопрос поможет анализ нормы, содержащийся в ст. 6 этого же Закона. Так, в п. 1 ст. 6. Закона указано, что право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что населенный пункт можно считать близлежащим к месту прохождения военной службы тогда, когда  проживание в нем обеспечивает своевременное прибытие военнослужащего к месту военной службы ежедневно, а также при объявлении тревоги. Суды также пытаются дать определение данному понятию, так в определении СК по ДВ ВС РФ от 17 сентября 2015 г. N 201-КГ15-21 указано, что "Кроме того, Барченко Е.Ш. при назначении в декабре 2008 года в Центр заказчика-застройщика в другую местность не переводилась, а осталась проживать в близлежащем от г. Москвы населенном пункте, из которого она ежедневно может прибывать на военную службу без ущерба для исполнения своих служебных обязанностей, боевой готовности и повседневной деятельности Центра заказчика-застройщика.".

Надо отметить, что из-за размытости  формулировки, правоприменительная практика, в частности судебная, является неоднозначной. Удивительно, но суды Московского региона зачастую соглашаются с позицией заявителей (военнослужащих) и обязывают квартирные органы военных организаций обеспечить их служебным жильем, даже если имеющееся у них жилье находится в населенном пункте, примыкающем к населенному пункту, где расположено место службы этого военнослужащего (ближайшее Подмосковье). 

Так, например, Московский окружной военный суд в апелляционном определении от  15.09.2016 г. подтвердил решение Московского гарнизонного военного суда от 24.06.2016 г., согласно которому военнослужащий, проживающий в ближайшем Подмосковье (в данном случае в г. Балашиха) имеет право на получение жилья по месту прохождения военной службы в г. Москве.

Таким образом, судами в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, принимается решение о наличии у того или иного военнослужащего права на предоставление служебного жилья по месту прохождения военной службы, при наличии у него жилья в собственности или по договору социального найма в прилегающем к месту прохождения военной службы населенном пункте.

Следует отдельно отметить, что производным от права на получение служебного жилья является право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. То есть, если военнослужащему отказано в праве состоять в списках на служебное жилье (в очереди на получение служебного жилого помещения), у него нет права получать указанную денежную компенсацию.