Пленум Верховного Суда РФ внес изменения в «важное» для военных постановление Пленума Верховного Суда РФ

Пленум Верховного Суда РФ внес изменения в «важное» для военных постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8  "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

Из наиболее значимого:

- применение дисциплинарного ареста в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 231-ФЗ «Об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции», может быть оспорено в военном суде;

- военнослужащий, заключая контракт, добровольно принимает на себя ряд обязанностей, которые отсутствуют в других видах трудовой деятельности, в частности обязанность продолжать военную службу после истечения срока, предусмотренного в контракте, в случаях, указанных в законе (например, при объявлении мобилизации (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

- При подготовке к судебному разбирательству дел по заявлениям военнослужащих об оспаривании размера и состава выплачиваемого денежного довольствия, иных выплат суд должен выяснять, какой орган на основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации как главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств должен выступать в суде от имени органа военного управления или воинского должностного лица (например, финансово-экономические органы (службы) Министерства обороны Российской Федерации и др.), и надлежащим образом извещать его о времени и месте судебного заседания;

- Перенос времени отдыха военнослужащего на следующий календарный год допускается в отношении как основного (дополнительного) отпуска, так и дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха;

- В соответствии с пунктом 17 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, в том числе имеющим трех и более детей либо одного и более ребенка-инвалида, проживающих совместно с военнослужащими-гражданами и гражданами, уволенными с военной службы. При этом судам следует иметь в виду, что право на внеочередное обеспечение жильем военнослужащих, имеющих трех и более детей, которые проживают совместно с ними, законодательством не поставлено в зависимость от достижения детьми возраста 18 лет;

- если увольнение с военной службы производится по основанию, предусмотренному подпунктом «г» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с отказом в допуске к государственной тайне или прекращением указанного допуска, право выбора иного основания для увольнения с военной службы не предоставляется, при условии что отказ в допуске или прекращение допуска к государственной тайне связаны со следующими обстоятельствами: с наличием у военнослужащего статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении; наличием у военнослужащего непогашенной или неснятой судимости за данные преступления; прекращением в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений; уклонением военнослужащего от проверочных мероприятий и (или) сообщением им заведомо ложных анкетных данных; нарушением военнослужащим требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне; включением военнослужащего в реестр иностранных агентов либо выявлением в результате проверочных мероприятий действий военнослужащего, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; вынесением Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) ее территориальным органом заключения о нецелесообразности допуска военнослужащего к государственной тайне.

- при досрочном увольнении военнослужащего по основанию, предусмотренному абзацем пятым подпункта «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», по семейным обстоятельствам в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка, необходимо принимать во внимание конкретные обстоятельства, имеющие значение для возможности надлежащей реализации родительских прав и обязанностей военнослужащим, а также интересы самих детей, реализация прав которых напрямую связана с возможностью их родителей осуществлять за ними надлежащий уход, потребность в котором обусловлена возрастом ребенка – до 18 лет (включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им образовательной организации, в том числе дошкольной, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним, и другие заслуживающие внимания обстоятельства).