Определение КС РФ от 29.09.2016 г. № 2097-О

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сычева Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 151 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

 

город Санкт-Петербург

29 сентября 2016 года

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Сычева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину А.А. Сычеву было отказано в удовлетворении требований, связанных с предоставлением ему конкретного жилого помещения с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения.

Как указали суды, А.А. Сычев не имеет права на дополнительную общую площадь жилого помещения, поскольку в 2007 году в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе был освобожден от занимаемой должности преподавателя и зачислен в распоряжение начальника.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.А. Сычев оспаривает конституционность следующих норм:

пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающего, что офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по определенным основаниям, а также военнослужащие - преподаватели военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования при предоставлении им жилых помещений имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров;

подпункта "в" пункта 1 и подпункта "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (в жалобе оспариваемые нормы ошибочно указаны как пункт "в" статьи 1 и пункт "б" статьи 2), согласно которым был признан утратившим силу пункт 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закреплявший ранее право указанной категории военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения, и данное право сохранено посредством его воспроизведения в новой редакции пункта 2 статьи 15.1 этого же Федерального закона.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 51 (часть 1) и 55 (часть 2), поскольку позволяют Министерству обороны Российской Федерации отказываться от исполнения обязательств по предоставлению дополнительной жилой площади военнослужащим-преподавателям, ухудшают социальное положение этой категории граждан, которые приобрели данную льготу в связи с заключением контракта о прохождении военной службы и зачислением в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также вводят необоснованные различия в правах военнослужащих, так как право на дополнительную общую площадь жилого помещения сохраняется за лицами, уволенными с военной службы в звании полковника, - в отличие от граждан, уволенных с должностей преподавателей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на получение дополнительной жилой площади по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса; при этом прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу (определения от 24 июня 2008 года N 559-О-О, от 14 июля 2011 года N 1021-О-О, от 25 сентября 2014 года N 2293-О, от 24 марта 2015 года N 667-О, от 27 октября 2015 года N 2488-О, от 23 июня 2016 года N 1379-О и др.). Таким образом, право на дополнительную общую площадь жилого помещения подлежит реализации исключительно при предоставлении жилого помещения и согласно правовым основаниям, существующим на момент предоставления жилого помещения.

С учетом изложенного оспариваемые положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, который при распределении ему жилых помещений преподавательскую должность не занимал.

Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, которым предоставляется данная льгота после увольнения с военной службы, относится к компетенции законодателя и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сычева Александра Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин