ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. N 8-ПВ16
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего - Серкова П.П.,
членов Президиума - Давыдова В.А., Нечаева В.И., Рудакова С.В., Свириденко О.М., Тимошина Н.В., Харламова А.С., Хомчика В.В., -
при секретаре Кепель С.В.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по надзорной жалобе Чулкова А.Ф. на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. по делу по заявлению Чулкова А.Ф. об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Асташова С.В., Президиум Верховного Суда Российской Федерации
установил:
Чулков А.Ф. обратился в суд с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях в период прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР с 8 ноября 1984 г. по 11 апреля 1986 г. на территории Республики Эфиопия в качестве водителя отдельного автомобильного батальона.
В обоснование заявления Чулков А.Ф. указал, что в обозначенный период он проходил действительную военную службу по призыву на территории Республики Эфиопия в составе 800 отдельного автомобильного батальона Вооруженных Сил СССР. При этом он принимал непосредственное участие в боевых действиях, однако документы, подтверждающие этот факт, отсутствуют. Ввиду отсутствия таких документов федеральным казенным учреждением (далее - ФКУ) "Военный комиссариат Волгоградской области" Чулкову А.Ф. отказано в удовлетворении заявления о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, необходимого для получения соответствующих мер социальной поддержки.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 5 марта 2015 г. заявление Чулкова А.Ф. удовлетворено, установлен факт его участия в боевых действиях в период прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР в период с 8 ноября 1984 г. по 11 апреля 1986 г. на территории Республики Эфиопия в качестве водителя отдельного автомобильного батальона.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 июня 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. указанные судебные постановления отменены, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления Чулкова А.Ф.
В надзорной жалобе Чулков А.Ф. просит отменить определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г., ссылаясь на то, что судом кассационной инстанции незаконно признаны недопустимыми доказательствами свидетельские показания, на основании которых судами первой и апелляционной инстанций установлен факт его участия в боевых действиях на территории Республики Эфиопия в указанный выше период. По мнению заявителя, данное постановление суда кассационной инстанции нарушает его конституционные права на судебную защиту, на получение мер социальной поддержки, а также нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.
Определением Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. от 26 сентября 2016 г. надзорная жалоба Чулкова А.Ф. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорную жалобу и возражения на нее, находит определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. подлежащим отмене с направлением дела на новое кассационное рассмотрение.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 391.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает права и свободы гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также если оно нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела в кассационном порядке Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации допущены такие нарушения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня (в редакции Федерального закона от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года. В ранее действовавшей редакции Перечня были указаны боевые действия в Эфиопии только в период с декабря 1977 года по ноябрь 1979 года.
Согласно статье 28 Закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах, направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, военнослужащими указываются личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Закону о ветеранах).
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Таким образом, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.
Судом установлено, что 29 июня 1984 г. Чулков А.Ф. был призван на действительную военную службу в Вооруженные Силы СССР.
Согласно записям в военном билете Чулков А.Ф. проходил военную службу в период с 6 июля 1984 г. по 11 апреля 1986 г. в войсковой части в воинском звании рядового в должности водителя.
24 ноября 2014 г. Чулков А.Ф. направил в ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" заявление о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
По сведениям, представленным Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, в период с 8 ноября 1984 г. по 11 апреля 1986 г. Чулков А.Ф. проходил службу на территории Республики Эфиопия в качестве слесаря-вулканизаторщика. Сведениями об участии Чулкова А.Ф. в боевых действиях Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не располагает.
Письмом начальника отдела ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" от 1 декабря 2014 г. Чулкову А.Ф. отказано в удовлетворении его заявления со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих факт его непосредственного участия в боевых действиях (выполнении задач).
Удовлетворяя заявление Чулкова А.Ф. и устанавливая факт его участия в боевых действиях в период прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР в период с 8 ноября 1984 г. по 11 апреля 1986 г. на территории Республики Эфиопия, суд первой инстанции сослался, в том числе, на показания свидетелей Малахова Р.Н. и Прохорова А.П., являющихся ветеранами боевых действий, принимавшими участие в боевых действиях в том же месте и в тот же период, показавших, что Чулков А.Ф. принимал непосредственное участие в боевых действиях, в частности, при отражении нападений на воинское подразделение. При этом суд учел расхождение в сведениях, представленных Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, с записями в военном билете заявителя.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, дополнительно указал, что отсутствие у Чулкова А.Ф. документов, подтверждающих его участие в боевых действиях на территории Республики Эфиопия, вызвано объективными обстоятельствами, в частности тем, что органами государственной власти СССР официальных решений об участии Вооруженных Сил СССР в боевых действиях на территории Республики Эфиопия не принималось. Факт участия Вооруженных Сил СССР в боевых действиях на территории Республики Эфиопия в указанный заявителем период признан только с внесением Федеральным законом от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ изменений в раздел III Перечня.
Отменяя принятые по делу судебные постановления и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявления Чулкова А.Ф., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, сославшись на положения статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указала, что непосредственное участие военнослужащих и иных лиц при исполнении служебных обязанностей в боевых действиях может быть подтверждено только определенными средствами доказывания - документами, которые названы в Порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288. Судебная коллегия также указала, что поскольку такие документы Чулковым А.Ф. представлены не были, а суды первой и апелляционной инстанций руководствовались свидетельскими показаниями, являющимися недопустимыми доказательствами по делу, то принятые по делу судебные постановления подлежат отмене, а в удовлетворении заявления Чулкова А.Ф. должно быть отказано.
Между тем такой вывод суда кассационной инстанции противоречит существу законодательного регулирования гражданских процессуальных отношений и тем самым нарушает единообразие в толковании и применении норм права, а также конституционные права заявителя на социальную защиту и на судебную защиту.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", названным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В данной статье закона закреплен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, в которых могут содержаться нормы о порядке гражданского судопроизводства, включая нормы о доказательствах и доказывании в гражданском процессе.
В соответствии с частью 1 статьи 262 и статьей 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом в порядке особого производства по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 27 и 28 данного кодекса.
Общие правила доказывания в гражданском процессе урегулированы положениями главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 55 данного кодекса доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно статье 60 этого же кодекса обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Исходя из изложенного свидетельские показания в гражданском процессе, по общему правилу, являются допустимыми доказательствами, а исключение из этого правила может быть установлено только федеральным законом.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, на который сослалась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации как на устанавливающий недопустимость свидетельских показаний в настоящем деле, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288, не является федеральным законом и не регулирует порядок гражданского судопроизводства.
С учетом изложенного вывод суда кассационной инстанции о том, что названный приказ устанавливает недопустимость свидетельских показаний в гражданском процессе, является ошибочным.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно статье 265 этого же кодекса, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Таким образом, реализация конституционного права на судебную защиту путем установления в порядке особого производства юридически значимых фактов предусмотрена законодателем именно для тех случаев, когда документы, удостоверяющие эти факты, не могут быть получены заявителем во внесудебном порядке.
Установление в судебном порядке факта, от которого зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, предоставляет заявителю возможность реализовать принадлежащие ему права, в том числе на социальную защиту, в случае, если их реализация в ином порядке по формальным основаниям невозможна.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288, устанавливает внесудебную процедуру признания права граждан на получение мер социальной поддержки в общем порядке на основании документов, удостоверяющих факт их участия в боевых действиях.
Указание Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на то, что при обращении в суд с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях гражданин вправе ссылаться только на те документы, на основании которых право на получение мер социальной поддержки реализуется в общем порядке, по существу, означает лишение гражданина возможности судебной защиты права на получение социального обеспечения в порядке особого производства, когда подтверждающие такое право документы по каким-либо причинам отсутствуют.
Поскольку ошибочный вывод Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации о недопустимости в данном деле свидетельских показаний привел к неправильному разрешению дела судом кассационной инстанции, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит, что определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. подлежит отмене с направлением дела на новое кассационное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 391.9, 391.10, пунктом 2 части 1 статьи 391.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. отменить, направить дело на новое кассационное рассмотрение в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.