Решение Верховного Суда Росийской Федерации по делу № ВКАПИ18-8 от 21 марта 2018 г.

 

Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2018 г. № АПЛ18-245 данное решение оставлено без изменения, вместе с тем, оспариваемая норма судом второй инстанции была истолкована как не позволяющая отказывать военнослужащему в признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства по мотиву наличия у него в собственности жилого помещения, полученного ранее от государства, если им принято обязательство о его сдаче.

 
   

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №ВКАПИ 18-8

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Москва                                                                               21 марта 2018 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Сокерина С.Г., судей Замашнюка А.Н. и Дербилова О.А. при секретаре Фомине С.А.

с участием представителя административного истца Дарченко Е.Н., представителей Правительства Российской Федерации Ильина А.В. и Сарвадий М.В., военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры Гаврилова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыбалко Павла Юрьевича о признании недействующим подпункта «а» пункта 10 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы, в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (далее - Правила),


установил:

Рыбалко П.Ю. через своего представителя Дарченко Е.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать недействующим подпункт «а» пункта 10 Правил, согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).

По мнению представителя административного истца, положения данной нормы препятствуют передаче военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, тех жилых помещений, которыми они ранее были обеспечены за счёт средств федерального бюджета с передачей им в собственность бесплатно и, как следствие, ограничивают право на признание таких военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по избранному ими после увольнения месту жительства. Оспариваемые положения Правил, как считает автор административного искового заявления, противоречат абзацу третьему пункта 1 и абзацу первому пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Представители Правительства Российской Федерации в своих возражениях требования административного истца не признали и просили отказать в их удовлетворении, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 принято в рамках предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий и в оспариваемой части данный нормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит, а также не нарушает прав истца.

В судебном заседании представитель административного истца Дарченко Е.Н. поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 15 марта 2018 г. № РД-П4-1416).

Представители Правительства Российской Федерации по доверенности Ильин А.В. и Сарвадий М.В. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении иска в полном объёме по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения представителя административного истца Дарченко Е.Н., представителей Правительства Российской Федерации Ильина А.В. и Сарвадий М.В., исследовав материалы административного дела и заслушав заключение прокурора Гаврилова А.В., полагавшего необходимым административное исковое заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Как усматривается из административного искового заявления, административным истцом оспаривается законность Правил в той части, в которой их положения не позволяют военнослужащим в целях признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в случае наличия у них в собственности жилого помещения, ранее полученного от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, передать его федеральному органу, в котором они проходят военную службу.

Такое ограничение применительно к указанным категориям лиц, претендующим на обеспечение жильём за счёт военного ведомства, по мнению административного истца, закреплено в подпункте «а» пункта 10 Правил.

Однако Правила в оспариваемой части действующему законодательству Российской Федерации не противоречат.

В соответствии с частью 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издаёт постановления и распоряжения.

В силу частей 2 и 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит, в том числе из принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними постановлений Правительства Российской Федерации.        - ’

Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Согласно статьям 20 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации, о чём издаёт соответствующие постановления и обеспечивает их исполнение.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жильём в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

Таким образом, Правительство Российской Федерации, утверждая Правила, действовало в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий и в рамках вышеуказанной конституционной нормы, а также статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 20 и 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 соответствует нормативным правовым актам, определяющим требования к форме, виду и процедуре его принятия, установленным частью 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, статьёй 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и пунктом 2 Порядка опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763.

Постановление Правительства Российской Федерации №          1054, принятое 6 сентября 1998 г., опубликовано в официальных изданиях в установленный срок - в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 сентября 1998 г. № 37, ст. 4627 и в «Российской газете» от 19 сентября 1998 г. № 180, а вступило в силу по истечении семи дней после дня его первого официального опубликования, как установлено в пункте 6 названного Указа Президента Российской Федерации, и, соответственно, не ранее дня его официального опубликования, как это следует из положений статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Что касается утверждения представителя административного истца о противоречии оспариваемых- положений Правил нормам действующего законодательства, то оно не может быть признано состоятельным по следующим основаниям.

Военная служба по смыслу части 1 статьи 37 и статьи 59 Конституции Российской Федерации представляет собой особый вид государственной службы, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, регулируя который, федеральный законодатель вправе устанавливать в рамках своей дискреции - исходя из задач, принципов организации и функционирования военной службы - ограничения в части реализации военнослужащими гражданских прав и свобод и возлагать на них особые обязанности, обусловленные специфическим характером их деятельности.

Таким образом, жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства.

В статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закреплены социальные гарантии военнослужащих по реализации их жилищных прав.

Государство гарантирует отдельным категориям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безвозмездное предоставление жилья, что закреплено в статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и в Правилах.

При этом в Правилах устанавливается порядок постановки на учёт нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретённого) за счёт средств федерального бюджета.

В пункте 7 Правил определены основания признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Согласно подпункту «а» пункта 10 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий не признаются военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).

Данная норма согласуется с положениями пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Содержащееся в названной норме закона требование о представлении документов об освобождении (сдаче) жилого помещения основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных данным Федеральным законом, на что неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации при проверке соответствию Конституции Российской Федерации оспариваемого административным истцом Постановления, в том числе пункта 10 Правил (в частности, определения от 20 ноября 2014 г. № 2655-0, от 20 апреля 2017 г. № 890-0).

Из вышеприведённых правовых норм следует, что военнослужащий, имеющий в собственности жилое помещение по установленным нормам, в том числе полученное от государства, и не сдавший его указанным выше федеральным органам, не имеет права требовать предоставления другого жилого помещения в порядке, определённом статьёй 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В этой связи подпункт «а» пункта 10 указанных Правил определяет, что наличие в собственности жилого помещения по установленным нормам исключает возможность признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении.

Вместе с тем оспариваемый пункт Правил не содержит запретов и ограничений для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по сдаче ранее полученного жилого помещения, в том числе и того, которое было предоставлено им в собственность в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», для целей последующего обеспечения их жилыми помещениями в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 названного Федерального закона.

Таким образом, основания полагать, что нормативным правовым актом в оспариваемой части нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, отсутствуют.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать в полном объёме.

Руководствуясь статьями 175, 177,   179,   180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Рыбалко Павла Юрьевича о признании недействующим подпункта «а» пункта 10 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», отказать.



Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.


 

Мотивированное решение составлено 21 марта 2018 г.