Гражданин не может быть лишен права выбора наиболее предпочтительного варианта пенсионного обеспечения

 

Конституционный Суд Российской Федерации в совем Постановлении от 27 ноября 2017 г. N 33-П "по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой гражданина Ю.И.Шокура"  пришел к выводу о том, что  пункт 1 статьи 1 и часть вторая статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения - в силу предписаний Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении, - не предполагают лишения граждан Российской Федерации, которые до поступления на службу в учреждения или органы Федеральной службы исполнения наказаний на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя были уволены со службы из органов Государственной пенитенциарной службы Украины и в течение переходного периода реализовали право на получение пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 года, права выбора наиболее предпочтительного варианта пенсионного обеспечения и, следовательно, права на получение пенсии при увольнении со службы в том же размере, в каком он был им установлен в связи с увольнением из органов Государственной пенитенциарной службы Украины в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, с учетом ежемесячной выплаты к ней, установленной Указом Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя"

КС РФ обосновал свою позицию в т.ч. тем, что "в соответствии с частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I выплата пенсии, назначенной в связи с прохождением одного из видов службы, дающих право на пенсионное обеспечение по данному Закону, была приостановлена в связи с их поступлением вновь на службу, в частности, службу другого вида, вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант пенсионного обеспечения; повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии; поэтому при последующем увольнении со службы такие лица вправе либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет (Постановление от 18 марта 2004 года N 6-П, определения от 9 ноября 2004 года N 320-О и от 5 ноября 2015 года N 2500-О-Р).

КС РФ пришел к выводу, что приведенная правовая позиция применима и к гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и проходившим военную или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу на указанных территориях, а после увольнения со службы и назначения в установленном порядке пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на этих территориях до 1 января 2015 года, поступившим на аналогичную государственную службу Российской Федерации, поскольку вследствие приобретения гражданства Российской Федерации и распространения на них общих правил государственного пенсионного обеспечения с особенностями, установленными федеральным законодательством, они не могут быть поставлены - в отступление от конституционных принципов равенства и справедливости - в худшее по сравнению с иными гражданами Российской Федерации положение в сфере реализации пенсионных прав.