Президент подписал Закон, позволяющий восстанавливать на жилищном учете ряд военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 287-ФЗ “О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» согласно которому, те военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, которые ранее, до 1 марта 2005 года, получили земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов и были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получили право обратиться с заявлением о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты их постановки на такой учет при наличии условий и оснований, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что с 1 января 2005 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации было снято с учета нуждающихся 30 таких военнослужащих, из числа которых 15 обжаловали решения о снятии с учета в судах и были восстановлены на учете нуждающихся, при этом 10 из них уже обеспечены жилыми помещениями (жилищной субсидией).
Снятие с жилищного учета военнослужащих в случае предоставления им земельного участка для строительства жилого дома действовавшим до 1 марта 2005 г. Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось.
Данное основание снятия с жилищного учета установлено пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса, следовательно, до 1 марта 2005 г. препятствий для нахождения гражданина на жилищном учете в случае предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имелось.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 февраля 2010 г. № 205-В10-9, граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, могут быть сняты с такого учета по указанному выше основанию только в случае, если данное основание возникло после 1 марта 2005 г. Иное толкование будет противоречить Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его судебных актах от 4 декабря 2007 г. № 965-О-П и от 15 мая 2006 г. № 5-П, согласно которым изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.