Отсрочка от призыва по мобилизации гражданам, воспитывающим ребенка без матери.

 
Суть вопроса: 

Здравствуйте.

Помогите пожалуйста разобраться в терминах закона и понять, имеет ли человек право на отсрочку от призыва по мобилизации.

У меня есть брат, живёт в другом городе. Ему 45 лет, в армии не служил, боевого опыта не имеет, в университете прошел военную кафедру, получил звание лейтенанта, ВУС 00000. Недавно развёлся с женой, по соглашению несовершеннолетний ребёнок 6 лет проживает с ним и полностью находится на его иждивении. Жена проживает с ним в одном городе, но не принимает никакого участия в воспитании сына, алименты не выплачивает.

Согласно ФЗ от 26.02.1997 N31-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" ст.18 п. 4 отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, имеющим на иждивении четырёх и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребёнка и более в возрасте до 16 лет. Что означает "воспитывающим без матери"? В его ситуации имеет ли брат право на отсрочку?

Заранее спасибо.

 

 

Ответ военного юриста: 

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 27 мая 2020 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности абзаца пятого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданки О.Н. Селиной" «…к лицам, воспитывающим ребенка без матери (отца), можно отнести тех, кто самостоятельно воспитывает ребенка, если другой родитель умер, безвестно отсутствует, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), лишен родительских прав или ограничен в них, долгое время проходит лечение в медицинской организации, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из оказывающей социальные услуги, медицинской, образовательной или аналогичной организации.

При этом как действующие в сфере государственной службы законы, так и упомянутое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации не содержат исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия матери (отца), допуская тем самым учет разнообразных факторов (объективных причин), препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

Учитывая такие факторы, необходимо исходить из целей соответствующего правового регулирования, включающих выполнение конституционных требований по обеспечению жизненно важных интересов ребенка, созданию условий, способствующих его всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию. Это означает, что, разрешая вопрос об увольнении военнослужащего по основанию, предусмотренному абзацем пятым подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как воинские должностные лица, так и суды, рассматривающие дела данной категории, должны принимать во внимание весь комплекс конкретных обстоятельств, имеющих значение для реализации указанных целей, включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним

Иное вступало бы в противоречие с конституционными требованиями защиты семьи, материнства, отцовства и детства, их государственной поддержки и с установленными Конституцией Российской Федерации принципами социального государства, а также нарушало бы баланс публичных и частных интересов»

Норма права, содержащаяся в п. 4 ст. 18  Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", должна толковаться аналогичным образом.  

Т.е. в данном случае работники ВК должны выяснить обстоятельства и  причины неучастия мамы в воспитании сына.