Военная ипотека

 

Военная ипотека

По общему правилу военнослужащие могут реализовать право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации, одним из установленных ст. 15 Федерального закона 1998 года «О статусе военнослужащих» способов: получение жилья по договору социального найма, получение жилья сразу в собственность, получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (ГЖС), получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, получение жилищной субсидии.

При этом, в 2004 году был принят Федеральный закон № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", который установил новый способ жилищного обеспечения военнослужащих – приобретение жилья при помощи накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения (НИС). Указанным Федеральным законом предусмотрено, что военнослужащим – участникам НИС выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений: накопления, целевой жилищный займ и при определенных условиях - денежные средства, дополняющие накопления.

Федеральный закон РФ от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", предусматривает, что часть военнослужащих может приобрести жилье только посредством участия в НИС, а другая часть – изъявив такое желание, то есть, у последних есть возможность реализовать свое право на жилище одним из выше перечисленных способов, не участвуя в НИС, военнослужащие, не указанные в ст. 9 Федерального закона, в любом случае не могут быть участниками НИС.

До недавнего времени сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, могли стать участниками НИС, лишь изъявив желание стать ее участниками.

Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 316-Ф3 внесены изменения в статьи 8 и 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". В соответствии с указанными изменениями сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 31 декабря 2019 года, смогут реализовать свое право на обеспечение жильем только посредством участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

В дальнейшем предполагается, что все те военнослужащие, кто поступил и поступит на военную службу по контракту после 1 января 2005 года будут обеспечиваться жильем только посредством участия в НИС.

У данного способа реализации права на обеспечение жильем, как и у других вышеперечисленных способов имеются как свои преимущества, так и недостатки.

В настоящее время основным преимуществом указанного способа реализации военнослужащим права на жилище является то обстоятельство, что он позволяет военнослужащему приобрести жилье независимо от установления факта нуждаемости в жилье.  То есть, те военнослужащие, которые по каким-либо причинам не могут быть признаны нуждающимися в обеспечении жильем, могут посредством участия в указанной системе жилищного обеспечения военнослужащих приобрести жилье.

Однако мы полагаем, что такой подход противоречит ст. 40 Конституции РФ, согласно которой жилье за счет государственных, муниципальных и других жилищных фондов предоставляется нуждающимся в жилище, смеем предположить, что рано или поздно он будет пересмотрен.

Среди других преимуществ указанного способа реализации права на получение жилья можно отметить:

- возможность приобретения жилья уже через три года участия в НИС, за счет денежных средств, накопленных на лицевых счетах участника НИС, и средств целевого жилищного займа (ЦЖЗ);

Примечание ЮК «Стратегия»: В настоящее время разрабатывается законопроект, который предусматривает, что средства накоплений для жилищного обеспечения по договору целевого жилищного займа будут предоставляться военнослужащему по достижении им десяти лет общей продолжительности военной службы, аналогично нормам, установленным Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

- возможность приобретения жилья сразу в избранном месте жительства;

Примечание ЮК «Стратегия»: В настоящее время в судебной практике встречается позиция, согласно которой военнослужащий, купивший квартиру по военной ипотеке не по месту службы, права на обеспечение служебным жильем, а в случае его отсутствия – на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилья не имеет. Представляется такая позиция ошибочной, поскольку склоняет военнослужащего к приобретению жилья по месту прохождения военной службы, тем самым фактически лишая его возможности реализовать свое право на обеспечение жильем в избранно месте жительства.

- возможность каждым из супругов, являющихся участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, самостоятельно реализовать право на получение жилья, посредством участия в указанной системе и приобретения жилья;

- право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете, а также право на погашение целевого жилищного займа и выплату денежных средств, дополняющих накопления, возникает, в том числе, при достижении общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более.

Примечание ЮК «Стратегия»: По общему правилу право на получение жилья или денежных средств на его приобретение возникает у военнослужащего, НЕ являющегося участником НИС,  при общей продолжительности военной службы в календарном (не льготном) исчислении 20 лет и более.

- увольнение по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе, в отличие от других способов реализации военнослужащими права на жилище, дает право на использование накоплений, а также право на погашение целевого жилищного займа,  т.е. в случае увольнения по этому основанию военнослужащему не придется возвращать государству предоставленные им денежные средства для приобретения жилья и можно еще рассчитывать на выплату денежных средств, дополняющих накопления.

К недостаткам НИС можно отнести:

- она не учитывает состав семьи военнослужащего, т.е. размер денежных средств, предоставляемых военнослужащему на приобретение жилья не зависит от состава семьи;

- в случае расторжения брака супруге (супругу) военнослужащего непросто будет доказать ее (его) право на часть жилого помещения, приобретенного по военной ипотеке (о том есть ли возможность разделить квартиру, купленную по военной ипотеке, в случае развода (расторжения брака) можно познакомиться здесь=>).

- в случае досрочного увольнения с военной службы по любому основанию, а также при общей продолжительности военной службы от 10 лет до 20 лет не по одному из льготных оснований (состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия, достижение предельного возраста пребывания на военной службе, а также по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе (пп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона РФ 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»), участники НИС обязаны возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет, а в случае увольнения при указанной выслуге (общей продолжительности военной службы) от 10 до 20 лет за виновные действия - по основаниям, предусмотренным подпунктами " - "з", "л" и "м" пункта 1, подпунктами "в" - "е.2" и "з" - "л" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", придется вернуть указанные денежные средства с процентами по ставке, установленной договором целевого жилищного займа, которые начисляются со дня увольнения, для сохранения купленного жилья в собственности в дальнейшем военнослужащему помимо возврата выделенных государством средств придется самостоятельно гасить обязательства по кредитному договору, заключенному с банком;

- размер денежных средств, предоставляемых по военной ипотеке, зависит от размера  накопительного взноса, который ежегодно определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. (Смотреть Справку о размере накопительного взноса за все время действия военной ипотеки с 2005 года по 2019 г.);

- размер денежных средств зависит от того, насколько удачно были инвестированы накопления для жилищного обеспечения военнослужащих;

Информация о доходности от инвестирования за 2017 год:

Источник: https://www.rosvoenipoteka.ru/temp/1522313268d_file.pdf

- в случае досрочного увольнения по одному из льготных оснований с выслугой от 10 до 20 лет, военнослужащий приобретает право на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, размер которых рассчитывается исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника НИС, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев и дней, которые участник НИС не дослужил с даты его исключения из списков личного состава воинской части, до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет. В связи с чем, разницу между размером предоставленного целевого жилищного займа (ЦЖЗ), который рассчитывается, как если бы военнослужащий служил до предельного возраста пребывания на военной службе, и размером дополнительной выплаты участнику НИС придется покрывать за счет собственных средств;

- согласно кредитному договору с Банком в первую очередь гасятся проценты по кредиту, а уже во вторую – тело кредита, в связи с чем обязательства перед банком гасятся медленно, так как на сумму основного долга, самого кредита, продолжают начисляться проценты.

Может ли военнослужащий ранее участвовавший в НИС повторно стать участником НИС при поступлении на военную службу из запаса?

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является:

для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников (по любому основанию - Е.Н., смотри также ч. 3.1. и ч. 4 настоящей статьи) и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (денежные средства, дополняющие накопления), или не воспользовались правом стать участниками накопительно-ипотечной системы, - заключение нового контракта о прохождении военной службы (п. 14);

для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 (денежные средства, дополняющие накопления) настоящего Федерального закона, - общая продолжительность их военной службы двадцать лет (п.15);

для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не воспользовались правом в соответствии с настоящим Федеральным законом стать участниками накопительно-ипотечной системы, - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников (п. 16).

Согласно ч. 3.1. ст. 9 Федерального закона военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 3 настоящей статьи (исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета), а также военнослужащие, которые не изъявили желание стать участниками накопительно-ипотечной системы, были признаны нуждающимися в жилых помещениях и в связи с прохождением военной службы обеспечены денежными средствами для приобретения или строительства жилого помещения либо жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не могут являться участниками накопительно-ипотечной системы.

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона получение участником денежных средств, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (накопления для жилищного обеспечения, ЦЖЗ и денежные средства, дополняющие накопления), или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

Согласно ч. 3. Ст. 9 Федерального закона основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является:

1) увольнение его с военной службы;

2) исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;

3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.

Анализ вышеприведенных законоположений позволяет сделать следующие выводы:

Если военнослужащему ранее предоставлялся ЦЖЗ, в том числе накопления, учтенные на его именном накопительном счете, но он был уволен с военной службы по основаниям, которые не дают право на погашение предоставленного ЦЖЗ (выслуга менее 10 лет, увольнение с военной службы не по льготному основанию с выслугой от 10 до 20 лет), то такой военнослужащий в случае повторного поступления на военную службу по контракту, имеет право на повторное включение в реестр участников НИС (с момента заключения нового контракта), так как он ранее был исключен из указанного реестра участников НИС не в связи с исполнением государством своих обязательств перед таким военнослужащим, а в связи с увольнением его с военной службы.

Военнослужащий, при поступлении на военную службу по контракту из запаса, который ранее был уволен с военной службы по основаниям, дающим право на погашение предоставленного ЦЖЗ,  и получавший денежные средства, дополняющие накопления,  также имеет право повторно быть включенным в реестр участников НИС (стать участников НИС), но при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более.

 

Что происходит в случае перевода военнослужащего – участника НИС из одного федерального органа исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная служба, в другой?

Согласно ч. 4. ст. 9 Федерального закона в случае перевода военнослужащего из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сведения об участнике накопительно-ипотечной системы и накопления для его жилищного обеспечения должны быть переданы в федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в который военнослужащий переведен для дальнейшего прохождения военной службы.

 

Что происходит с жильем (квартирой), купленной по военной ипотеке, в случае досрочного увольнения участника НИС с военной службы не по льготному основанию?

Как указано выше в случае досрочного увольнения с военной службы с выслугой менее 5 лет по любому основанию, а также при общей продолжительности военной службы от 10 лет до 20 лет не по одному из льготных оснований (состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия, достижение предельного возраста пребывания на военной службе, а также по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе (пп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона РФ 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»), участники НИС обязаны возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет, а в случае увольнения при указанной выслуге (общей продолжительности военной службы) (от 10 до 20 лет) по основаниям, предусмотренным подпунктами " - "з", "л" и "м" пункта 1, подпунктами "в" - "е.2" и "з" - "л" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", т.е. по дискредитирующим основаниям, бывшему военнослужащему придется вернуть указанные денежные средства в тот же срок (ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет), но уже с процентами по ставке, установленной договором целевого жилищного займа, которые начисляются со дня увольнения его с военной службы.

При этом для сохранения купленного жилья в своей собственности в дальнейшем военнослужащему помимо возврата выделенных государством средств придется самостоятельно гасить обязательства по кредитному договору, заключенному с банком. В случае непогашения бывшим военнослужащим обязательств по кредитному договору и невозврату выделенных государством военнослужащему денежных средств на покупку жилья в рамках НИС, это жилье подлежит продаже и за счет вырученных от продажи денежных средств  гасится задолженность, в первую очередь перед банком, во вторую – перед государством. При этом, поскольку, как указано выше, в первую очередь выделенные государством денежные средства идут на погашение процентов по банковскому кредиту,  а затем уже на погашение «тела кредита», часто после продажи жилья только гасятся обязательства перед самим банком, а полностью или часть средств,  выделенных государством, остается непогашенной и, соответственно, подлежит погашению в рамках исполнительного производства за счет других средств и имущества, принадлежащих бывшему военнослужащему.