Заключение по проекту федерального закона № 802503-7 "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"

 
Статус документа: 
действующий

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет по обороне

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

" 9 " октября 2019 г.                                                        Утверждено решением   № 131/1

 

 

по проекту федерального закона 802503-7

"О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый

период 2021 и 2022 годов"

 

внесен Правительством Российской Федерации

 

Рассмотрев проект федерального закона № 802503-7 "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее – Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне  о т м е ч а е т:

1. Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), федеральных законов и с учетом законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, которые направлены на регулирование бюджетных правоотношений, с учетом фактора продления антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также в отсутствие иных геополитических потрясений и экономических шоков.

Общие требования к структуре и содержанию закона о бюджете установлены статьей 184.1 Бюджетного кодекса и применительно к федеральному бюджету конкретизируются статьями 199 и 205 Бюджетного кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Бюджетного кодекса Законопроект содержит показатели федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

 

С учетом планируемого превышения доходов федерального бюджета над расходами в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Законопроектом предусмотрен профицит федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Текущий прогноз макроэкономических показателей на период 2019–2021 годов сформирован с учетом реализации национальных целей
и ключевых приоритетов на период до 2024 года, заданных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года" (далее – Указ № 204). В прогнозе учтены меры, предусмотренные Планом действий Правительства Российской Федерации по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышении до 25% их доли в валовом внутреннем продукте, реализация которых будет способствовать ускорению экономического роста с 2020 года.

Основные параметры на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы представлены в таблице:

Наименование

2018 год (отчет)

2019 год (оценка*)

2020 год

2021 год

2022 год

Закон

№459-ФЗ

Законо

проект

Δ к

закону, %

Закон

№459-ФЗ

Законо

проект

Δ к

закону,

%

Законо

проект

Δ к

законопроекту на 2021 год, %

1

2

3

4

5

6=5/4*100

7

8

9=8/7*100

10

11=10/8*100

Цены на нефть

Urals, долл./барр.

70,0

62,2

59,7

57,0

95,5

57,9

56,0

96,7

55,0

98,2

Цены на газ (среднеконтрактные включая страны

СНГ), долл./тыс. куб. м

222,8

189,2

210,1

183,7

87,4

211,2

184,4

87,3

179,1

97,1

ВВП, млрд. руб.

103 876,0

108 414,3

110 732,0

112 863,1

101,9

118 409,0

120 364,4

101,7

128 508,3

106,8

Рост ВВП, %

2,3%

1,3%

2,0%

1,7%

85,0

3,1%

3,1%

100,0

3,2%

103,2

Инвестиции, млрд. руб.

17595,0

19283,4

20966,0

20985,0

100,1

23362,0

23180,0

99,2

25436,0

109,7

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред, года

4,3%

3,8%

3,8

3,0%

78,9%

4,0

4,0%

100,0%

4,0%

100%

Курс доллара, рублей за доллар

США

62,5

65,4

63,8

65,7

103,0

64,0

66,1

103,2

66,5

100,7

Фонд заработной платы, млрд. руб.

23 165,0

24 569,0

25 576,0

25 909,0

101,3

27 308,0

27 591,0

101,0

29 545,0

107,1

 

* - на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1 сентября 2019 г.

Основные характеристики федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов представлены в таблице:

млрд. рублей

Наименование

2018 год (отчет)

2019 год Закон №459-ФЗ

2020 год

2021 год

2022 год

Закон

№459-ФЗ

Законо

проект

Δ к

закону, %

Закон

№459-ФЗ

Законо

проект

Δ к

закону,

%

Законо

проект

Δ к

законопроекту на 2021 год, %

1

2

3

4

5

6=5/4*100

7

8

9=8/7*100

10

11 = 10/8*100

Доходы, всего

19 454,4

20 174,9

20 218,6

20 363,0

100,7

20 978,0

21 246,5

101,3

22 058,3

103,8

%%кВВП

18,7

18,5

18,3

18,0

 

17,7

17,7

 

17,2

 

Расходы, всего

16 713,0

18 293,7

18 994,3

19 482,1

102,6

20 026,0

20 632,0

103,0

21 770,7

105,5

%% к ВВП

16,1

16,8

17,2

17,3

 

16,9

17,1

 

16,9

 

Дефицит (-) /

Профицит (+)

2741,4

+1 881,2

+1 224,4

+880,8

71,9

+952,0

+614,5

64,6

+287,6

46,8

%%кВВП

2,6

1,7

1,1

0,8

 

0,8

0,5

 

0,2

 

 

 

В 2020 - 2022 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 20 174,9 млрд, рублей в 2019 году до 20 363,0 млрд, рублей в 2020 году (+0,9 % к 2019 году), 21 246,5 млрд, рублей в 2021 году (+4,3 % к 2020 году) и 22 058,3 млрд, рублей в 2022 году (+3,8 % к 2021 году).

При этом по отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 18,5 % ВВП в 2019 году и 18,0 % ВВП в 2020 году до 17,7 % ВВП в 2021 году и 17,2 % ВВП в 2022 году. Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,6% ВВП в 2019 году до 6,0% ВВП к 2022 году.

Прогноз объема Фонда национального благосостояния

млрд. рублей

Показатели

2018 год (отчет*)

2019 год (оценка)

2020 год

2021 год

2022 год

Закон

№459-ФЗ

Законо-

проект

Δ к

закону,

%

Закон

№459-ФЗ

Законо-

проект

Δ к

закону,

%

Законо-

проект

Δ к

законопро екту на 2021 год, %

1

2

3

4

5

6=5/4* 100

7

8

9=8/7*100

10

11=10/8*100

Объем ФНБ на начало года

3 752,9

4 036,0

7 907,5

8 172,0

103,3

11 476

11 059,5

96,4

13 658,0

123,5

%%кВВП

3,6

3,7

7,1

7,2

-

9,7

9,2

-

10,6

-

Пополнение ФНБ

906,7

4 122,2

3 413,0

2 856,1

83,7

2 801,8

2 372,0

84,7

2 274,9

95,9

Использование средств ФНБ

1 113,3

4,7

3,7

4,5

121,6

3,3

4,3

130,3

4,1

95,3

 Объем ФНБ на конец года

4 036,0

8 172,0

11 476

11 059,5

96,4

14 311,3

13 658,0

95,4

16 196,3

118,6

%%кВВП

3,9

7,5

10,4

9,8

-

12,1

11,3

-

12,6

-

 

 

В 2020-2022 годах согласно бюджетным правилам с учетом макропрогноза не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Проект федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов сформирован в структуре государственных программ, утвержденных Правительством Российской Федерации. С учетом утверждения в 2018 году государственной программы "Обеспечение обороноспособности страны", а также отнесения отдельных расходов, ранее отражаемых в рамках непрограммной части федерального бюджета, к соответствующим государственным программам, доля "программных" расходов федерального бюджета в 2020-2022 годах составит порядка 71 % (по сравнению с 56 % в 2018 году).

Расходы федерального бюджета в 2020 - 2022 годах по государственной программе "Обеспечение обороноспособности страны"

млн. рублей

Наименование

Код
ГП

2019

год

2020

2021

2022

Закон
№ 459-ФЗ

Законо-
проект

Δ к закону, %

Закон
№ 459-ФЗ

Законо-
проект

Δ к закону, %

Законо-
проект

Δ к Законопроекту на 2021 год, %

1

2

3

4

5

6=5/4*100

7

8

9=8/7*100

10

11=10/8*100

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны"

31

1 425 558,0

1 450 087,6

1 497 236,4

103,3

1 498 177,9

1 541 301,3

102,9

1 583 801,4

102,8

В рамках ассигнований по разделу 02 "Национальная оборона", по которому финансируется большая часть расходов Минобороны России в 2020 году и на плановый период 2021 и 2022 годов, предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе на дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту военнослужащих и решение других задач.

Соотношение расходов федерального бюджета, с расходами предусмотренными Законопроектом по разделу 02 "Национальная оборона" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, представлены в таблице:

млн. рублей

Наименования разделов

2019 год (оценка*)

2020 год

2021 год

2022 год

Закон № 459- ФЗ

Законо-

проект

Δ к

закону, %

Закон № 459- ФЗ

Законо-

проект

Δ к

закону, %

Законо-

проект

Δ к

законопроекту на 2021 год, %

1

2

3

4

5=4/3*100

6

7

8=7/6*100

9

10=9/7*100

ВСЕГО

19 139 290,1

18 994 250,3

19 482 122,6

102,6

20 026 029,9

20 631 981,6

103,0

21 770 708,8

105,5

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

3 210 898,7

2 999 353,2

3 056 223,9

101,9

3 142 735,9

3 199 695,3

101,8

3 285 167,7

102,7

%% к ВВП

3,0

2,7

2,4

 

2,7

2,7

 

2,6

 

доля в общем объеме расходов,

%

16,8

16,2

15,7

 

16,5

15,9

 

15,9

 

 

 

Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" в 2020 году составят 3 056 223,9 млн. рублей, в 2021 году - 3 199 695,3 млн. рублей и в 2022 году - 3 285 167,7 млн. рублей.

По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Национальная оборона" составит в 2020 году - 2,4%, в 2021 году - 2,7%, в 2022 году - 2,6 процента.

Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2020 году по сравнению с 2019 годом (16,8%) уменьшится и составит 15,7%, в 2021 и 2022 годах – 15,9% соответственно.

Расходы федерального бюджета на национальную оборону по подразделам классификации расходов бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, приведены в таблице:

 

 

млн. рублей

Наименования разделов

2019 год
(оценка*)

2020 год

2021 год

2022 год

Закон № 459-ФЗ

Законопроект

Δ к закону, %

Закон № 459-ФЗ

Законопроект

Δ к закону, %

Законо-

проект

Δ к законопроекту на 2020 год, %

1

2

3

4

5=4/3*100

6

7

8=7/6*100

9

10=9/7*100

Национальная оборона

3 210 898,7

2 999 353,2

3 056 223,9

101,9

3 142 735,9

3 199 695,3

101,8

3 285 167,7

102,7

%% к ВВП

3,0

2,7

2,4

 

2,7

2,7

 

2,6

 

доля в общем объеме расходов, %

16,8

16,2

15,7

 

16,5

15,9

 

15,9

 

Вооруженные Силы Российской Федерации

2 324 578,4

2 290 362,2

2 263 965,6

98,8

2 387 554,1

2 413 187,0

101,1

2 559 989,7

106,1

%% к ВВП

2,1

2,1

1,8

 

2,0

2,0

 

2,0

 

доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных)

12,1

12,4

11,6

 

12,5

12,0

 

12,4

 

Мобилизационная и вневойсковая подготовка

7 523,1

7 514,1

7 508,7

99,9

7 557,7

7 536,4

99,7

7 646,1

101,5

%% к ВВП

0,01

0,01

0,01

 

0,01

0,01

 

0,01

 

доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных)

0,04

0,04

0,04

 

0,04

0,04

 

0,04

 

Мобилизационная подготовка экономики

3 228,7

3 198,4

3 498,4

109,4

3 198,4

3 198,4

100,0

3 198,4

100,0

%% к ВВП

0,003

0,003

0,003

 

0,003

0,003

 

0,002

 

доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных)

0,02

0,02

0,02

 

0,02

0,02

 

0,02

 

Ядерно-оружейный комплекс

46 026,6

44 951,0

47 251,0

105,1

44 536,9

44 536,9

100,0

46 624,1

104,7

%% к ВВП

0,04

0,04

0,04

 

0,04

0,04

 

0,04

 

доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных)

0,2

0,2

0,2

 

0,2

0,2

 

0,2

 

Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества

10 057,2

9 560,8

9 784,9

102,3

9 588,1

9 875,0

103,0

9 929,3

100,5

%% к ВВП

0,01

0,01

0,01

 

0,01

0,01

 

0,01

 

доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных)

0,1

0,1

0,1

 

0,1

0,05

 

0,05

 

Прикладные научные исследования в области национальной обороны

342 079,4

296 290,8

311 219,8

105,0

336 355,9

362 839,2

107,9

371 273,2

102,3

%% к ВВП

0,3

0,3

0,2

 

0,3

0,3

 

0,3

 

доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных)

1,8

1,6

1,6

 

1,8

1,8

 

1,8

 

Другие вопросы в области национальной обороны

477 405,3

347 475,8

412 995,4

118,9

353 944,9

358 522,4

101,3

286 506,8

79,9

%% к ВВП

0,4

0,3

0,3

 

0,3

0,3

 

0,2

 

доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных)

2,5

1,9

2,1

 

1,9

1,8

 

1,4

 

Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 459-ФЗ, в 2020 году увеличены на 56 870,7 млн. рублей, в 2021 году увеличены на 56 959,4 млн. рублей, в 2022 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2021 год, увеличены на 85 472,4 млн. рублей.

На изменение расходов по разделу "Национальная оборона" (в 2020-2021 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом 459-ФЗ, в 2022 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2021 год) повлияло:

увеличение бюджетных ассигнований:

для уточнения среднегодового курса доллара США по отношению к рублю в 2020 году – на 757,3 млн. рублей, в 2021 году – на 771,5 млн. рублей, в 2022 году – на 748,4 млн. рублей;

денежного довольствия военнослужащих для сохранения достигнутого уровня в 2020 году – на 9 265,6 млн. рублей, в 2021 году – на 9 622,5 млн. рублей, в 2022 году – на 384,8 млн. рублей;

на мероприятия ФЦП "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России" в 2020 году на 8 456,4 млн. рублей, в 2021 году на 8 818,3 млн. рублей;

на подготовку и проведение празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 года № 2660-р) в 2020 году на 564,7 млн. рублей;

на финансовое обеспечение решения Президента Российской Федерации по выплате надбавки военнослужащим в 2020 году на 169,3 млн. рублей;

на создание представительства Минобороны России за рубежом в соответствии с решением Президента Российской Федерации в 2020 году на 49,6 млн. рублей, в 2021 году на 26,9 млн. рублей, в 2022 году на 0,3 млн. рублей;

уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с уточнением макропрогноза в 2020 году на 1 236,9 млн. рублей, в 2021 году на 4 992,7 млн. рублей, а также увеличение на прогнозный уровень инфляции с 1 октября ежегодно в 2022 году на 1 862,7 млн. рублей.

Соотношение расходов федерального бюджета, с расходами предусмотренными Законопроектом по разделу 03 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, представлены в таблице:

млн. рублей

Наименования разделов

2019 год (оценка*)

2020 год

2021 год

2022 год

Закон № 459- ФЗ

Законо-

проект

Δ к

закону, %

Закон № 459- ФЗ

Законо-

проект

Δ к

закону, %

Законо-

проект

Δ к

законопроекту на 2021 год, %

1

2

3

4

5=4/3*100

6

7

8=7/6*100

9

10=9/7*100

ВСЕГО

19 139 290,1

18 994 250,3

19 482 122,6

102,6

20 026 029,9

20 631 981,6

103,0

21 770 708,8

105,5

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2 233 112,6

2 203 426,8

2 494 937,4

113,2

2 285 128,5

2 476 818,1

108,4

2 502 056,7

101,0

%% к ВВП

2,1

2,0

1,9

 

1,9

2,1

 

1,9

 

доля в общем объеме расходов,

%

11,7

11,9

12,8

 

12,0

12,3

 

12,1

 

 

Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в 2020 году составят 2 494 937,4 млн. рублей, в 2021 году - 2 476 818,1 млн. рублей и в 2022 году - 2 502 056,7 млн. рублей.

По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составит в 2020 и 2022 годах - 1,9%, в 2021 году - 2,1 процента.

Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в 2020 году по сравнению с 2019 годом (11,7%) увеличится и составит 12,8%, в 2021 и 2022 годах увеличится и составит 12,3% и 12,1% соответственно.

Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 459-ФЗ, в 2020 году увеличены на 291 510,6 млн. рублей, в 2021 году увеличены на 191 689,6 млн. рублей, в 2022 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2021 год, увеличены на 25 238,6 млн. рублей.

На изменение расходов по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (в 2020-2021 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом 459-ФЗ, в 2022 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2021 год) повлияло:

увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных:

на уточнение среднегодового курса доллара США по отношению к рублю

в 2020 году на 281,6 млн. рублей, в 2021 году на 254,1 млн. рублей, в 2022 году на 124,0 млн. рублей;

на оплату труда работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации в 2020 году на 5 271,7 млн. рублей и в 2021 году на 5 474,8 млн. рублей;

на оплату труда адвокатов в 2020 году на 2 295,5 млн. рублей и в 2021 году на 3 121,1 млн. рублей;

на материально-техническое обеспечение деятельности, а также на расходы социального характера МВД России в 2020 году на 1 954,2 млн. рублей и в 2021 году на 1 420,3 млн. рублей;

на материально-техническое обеспечение деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2020 году на 1 690,1 млн. рублей, в 2021 году на 1 663,9 млн. рублей и в 2022 году на 0,9 млн. рублей;

на денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также на расходы социального характера в 2020 году на 1 150,7 млн. рублей, в 2021 году на 1 233,5 млн. рублей и в 2022 году на 99,4 млн. рублей;

на материально-техническое обеспечение деятельности, а также на расходы социального характера Росгвардии в 2020 году на 790,8 млн. рублей, в 2021 году на 472,9 млн. рублей и в 2022 году на 2,5 млн. рублей;

на материально-техническое обеспечение деятельности, а также на расходы социального характера ГФС России в 2020 году на 104,1 млн. рублей, в году на 104,6 млн. рублей и в 2022 году на 0,5 млн. рублей;

на строительство объектов МВД России в 2020 году на 61,6 млн. рублей, в 2021 году на 147,5 млн. рублей и в 2022 году на 335,1 млн. рублей;

на оплату труда государственных служащих Минюста России в 2020 году на 32,3 млн. рублей и в 2021 году на 33,5 млн. рублей;

на строительство объектов Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2020 году на 26,7 млн. рублей;

на мероприятия инвестиционного характера Следственного комитета Российской Федерации в 2020 году на 15,7 млн. рублей и в 2021 году                        на 24,9 млн. рублей;

на повышение заработной платы отдельных категорий работников в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 в 2020 году на 2,6 млн. рублей, в 2021 году на 3,7 млн. рублей и в 2022 году на 36,0 млн. рублей;

на реализацию национальной программы "Цифровая экономика" в целях приведения объемов бюджетных ассигнований в соответствие с паспортом указанной национальной программы в 2022 году на 437,9 млн. рублей;

на доведение объемов бюджетных ассигнований МЧС России и ФСИН России до паспорта государственной программы вооружения в 2022 году на 409,9 млн. рублей;

уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных:

на оплату труда и денежного довольствия в связи с уточнением макропрогноза в 2020 году на 2 980,4 млн. рублей, в 2021 году на 12 061,2 млн. рублей, а также увеличение в 2022 году на 35 840,4 млн. рублей;

на иные выплаты, подлежащие индексации Российской Федерации в связи с уточнением макропрогноза, в 2020 году на 116,7 млн. рублей, в 2021 году на 332,5 и в 2022 году на 362,0 млн. рублей;

на реализацию МВД России федерального проекта "Безопасность дорожного движения" в целях приведения объемов бюджетных ассигнований в соответствие с паспортом национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в 2022 году на 1 800,0 млн. рублей;

на мероприятия инвестиционного характера, реализация которых завершается, в 2022 году на 1 348,8 млн. рублей;

на реализацию Росгвардией основного мероприятия "Формирование (модернизация) нестационарной системы защиты территории и акватории морских портов" в целях приведения объемов бюджетных ассигнований в соответствии с параметрами государственной программы "Социально- экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" в 2022 году на 164,2 млн. рублей.

Наряду с этим, Комитет по обороне отмечает, что сложившийся в последние годы уровень финансирования расходов на оснащение техникой подразделений МЧС России позволяет закупать ежегодно до 400 единиц пожарной, аварийно–спасательной и специальной техники. В настоящее время обеспеченность МЧС России указанной техникой составляет всего 56%. Недокомплект 18 тысяч единиц.

Открытой частью проекта федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме                1 068 926,52 млн. рублей на 2020 год, 1 090 271,99 млн. рублей на 2021 год и                1 112 126,37 млн. рублей на 2022 год.

Расходы федерального бюджета открытой частью проекта федерального бюджета на национальную оборону по подразделам классификации расходов бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, приведены в таблице:

млн.рублей

Наименование

Рз

ПР

2020 год

2021 год

2022 год

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

02

 

1 068 926,52

1 090 271,99

1 112 126,37

Вооруженные Силы Российской Федерации

02

01

973 441,02

995 804,97

1 024 983,91

Мобилизационная и вневойсковая подготовка

02

03

7 508,73

7 536,43

7 646,11

Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества

02

07

1 565,53

1 605,59

1 609,84

Прикладные научные исследования в области национальной обороны

02

08

14 137,21

13 028,25

13 484,35

Другие вопросы в области национальной обороны

02

09

72 274,03

72 296,74

64 402,16

Анализ структуры расходов раздела 02 "Национальная оборона" проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов говорит о сохранении основных сложившихся пропорций в расходах по подразделам.

Основное место в структуре расходов раздела составляет подраздел             "Вооруженные Силы Российской Федерации".

Расходы по подразделу "Вооруженные Силы Российской Федерации" (открытая часть) предусмотрены в 2020 году в сумме 973,44 млрд. рублей, в 2021 году в сумме 995,8 млрд. рублей и 1 024,98 млрд. рублей в 2021 году.

Основной состав расходов по данному подразделу предусматривает бюджетные ассигнования на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований по государственной программе "Обеспечение обороноспособности страны", а также отнесения отдельных расходов, ранее отражаемых в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" (расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами).

Открытой частью на государственную программу Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме на 2020 год – 973,42 млрд.рублей, на 2021 год – 995,78 млрд.рублей, на 2022 год – 1 024,96 млрд.рублей из них:

на подпрограмму "Строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации" на 2020 год – 290,75 млрд.рублей, на 2021 год – 293,57 млрд.рублей, на 2022 год – 294,95 млрд.рублей из них:

по основному мероприятию "Развитие и поддержание инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации" на 2020 год – 43,83 млрд.рублей, на 2021 год – 42,41 млрд.рублей, на 2022 год – 42,4 млрд.рублей

по основному мероприятию "Совершенствование системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации" на 2020 год – 243,78 млрд.рублей, на 2021 год – 248,56 млрд.рублей, на 2022 год – 250,09 млрд.рублей

по основному мероприятию "Совершенствование работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации" на 2020 год – 782,35 млн.рублей, на 2021 год – 278,29 млн.рублей, на 2022 год – 278,29 млн.рублей.

на подпрограмму "Совершенствование системы управления" по 6,3 млрд.рублей ежегодно;

на подпрограмму "Совершенствование международной деятельности" по 16 млрд.рублей ежегодно;

на подпрограмму "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" на 2020 год – 660,06 млрд.рублей, на 2021 год – 679,67 млрд.рублей, на 2022 год – 707,38 млрд.рублей, из них на основное мероприятие "Обеспечение денежным довольствием военнослужащих, заработной платой гражданского персонала, а также выплата пособий и компенсаций" предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме на 2020 год – 654,42 млрд.рублей, на 2021 год – 673,75 млрд.рублей, на 2022 год – 701,18 млрд.рублей.

Законопроектом предусмотрена ежегодная индексация с 1 октября оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на прогнозный уровень инфляции (индекс роста потребительских цен) в 2020 году на 3,0%, в 2021 году на 4,0% и в 2022 году на 4%.

Комитет по обороне неоднократно (начиная с 2016 года) отмечал проблему низкого уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти (за исключением категорий, подпадающих под "майские указы 2012 года").

Средняя заработанная плата гражданского персонала воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации по информации Минобороны России составляет порядка 30 – 32 тысяч рублей, средняя заработанная плата гражданского персонала Росгвардии составляет порядка 23-24 тысяч рублей, тогда как средняя заработная плата по Российской Федерации составляет порядка 47 тысяч рублей.

При этом по ряду должностей, предусматривающих в качестве обязательного требования наличие высшего образования она едва выше минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года по настоящее время, вырос в 2 раза (с 5 554 рублей до 11 163 рублей). За этот же период индексация оплаты труда гражданского персонала воинских частей была произведена только с 1 января 2018 на 4%, при этом Правительством Российской Федерации в период с 2014 по 2017 год не принимались решения по индексации (увеличению) оплаты труда гражданского персонала воинских частей.

Индексация в 2019 году с 1 октября на 4,3% не компенсирует даже уровень расчетной инфляции, так как фактическое повышение за весь 2019 год составит всего 1,07%.

В 2020 году наблюдается такая же ситуация: индексация только с                         1 октября на 3%, которая не компенсирует даже уровень расчетной инфляции (3%), так как фактическое повышение за весь 2020 год составит всего 0,75%.

Комитет по обороне считает, что такое положение дел для большинства категорий гражданского персонала воинских частей и организаций "силового блока" в течение последних лет практически привело к выравниванию уровней оплаты труда работников низкой квалификации по отношению к работникам с более высокой квалификацией, а также к нивелированию гарантий, связанных с оплатой труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями.

Комитет по обороне при рассмотрении федерального бюджета на 2019 год и последующие годы, а так же при уточнении федерального бюджета на 2019 год рекомендовал Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.

Рекомендации Комитета по обороне игнорируются, вопрос повышения уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти на уровне Правительства Российской Федерации даже не обсуждался.

По мнению Комитета по обороне, дальнейшее игнорирование решения данной проблемы категорически недопустимо и настаивает на том, что при уточнении федерального бюджета на 2020 год Правительству Российской Федерации необходимо проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, по мнению Комитета по обороне, повышение оплаты труда гражданского персонала и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на прогнозный уровень инфляции необходимо провести с начала финансового года (в соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации) с 1 января 2020 года, вместо 1 октября 2020 года. В противном случае повышение с 1 октября 2020 года не компенсирует даже уровень расчетной инфляции, так как фактическое повышение за весь 2020 год составит всего 0,75%.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" в рамках подпрограммы "Строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации" предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме:

на обеспечение комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации на 2020 год – 3,3 млрд.рублей, на 2021 год – 3,3 млрд.рублей, на 2022 год – 3,3 млрд.рублей;

совершенствование системы подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в объеме на 2020 год – 4,1 млрд.рублей, на 2021 год – 4,2 млрд.рублей, на 2022 год – 4,3 млрд.рублей, из них:

  • на субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" по 1,15 млрд.рублей ежегодно.
  • на субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты предусмотрено на 2020 год – 3,02 млрд.рублей, на 2025 год – 3,05 млрд.рублей, на 2022 год – 3,15 млрд.рублей;

Вместе с тем, Комитет по обороне отмечает, что до настоящего времени Минобороны России на обеспечение необходимых объемов бюджетных ассигнований на осуществление первичного учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, изыскивало возможность путем перераспределения расходов внутри министерства. По результатам проверки Счётной палаты Российской Федерации в настоящее время уточняется методика расчета объемов этой субвенции учетным столам (до настоящего времени расчет размеров субвенций осуществлялся в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года № 258). 

По данным Счетной палаты Российской Федерации в отдельных регионах (это порядка 53 муниципальных образований в 6 субъектах Российской Федерации) зарплата военно-учетных работников меньше минимального размера оплаты труда. При этом военно-учетные работники получают гораздо меньше тех работников, которые выполняют аналогичные функции в военных комиссариатах.

В рамках реализации поручения Правительства Российской Федерации от         5 февраля 2019 года № СА-П4-807 Минобороны России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, которым предусмотрено:

внесение изменений в Методику расчета норматива затрат на содержание военно-учетных работников органов местного самоуправления, в том числе в части нормирования расходов на оплату труда (в том числе размер среднемесячной заработной платы 1-го военно-учетного работника увеличен с 11 280,0 руб. до 15 347,0 руб. (увеличение на 36,1%);

установление порядка применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате военно-учетных работников, проживающих в местностях с особыми климатическими условиями.

С учетом этих изменений методики объем субвенций возрастает в течение года фактически на 1 млрд. рублей. Это тот потребный дополнительный объем, который отсутствует в законопроекте.

Комитет по обороне считает, что при уточнении федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов необходимо ежегодное увеличение на 1 млрд.рублей объемов денежных ассигнований Минобороны России на субвенции в соответствии с новой методикой на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" в рамках основного мероприятия "Совершенствование работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации" выделена субсидия:

акционерному обществу "Первый канал" для организации трансляции Главного военно-морского парада на 2020-2022 годы по 268,5 млн.рублей ежегодно;

открытому акционерному обществу "Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации "ЗВЕЗДА" на 2020-2022 годы по 2,07 млрд.рублей ежегодно.

В соответствии с подпрограммой "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" по основному мероприятию "Жилищное обеспечение военнослужащих" предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме на 2020 год – 200,26 млрд.рублей, на 2021 год – 214,8 млрд.рублей, на 2022 год – 221,74 млрд.рублей.

При этом увеличены бюджетные ассигнования на функционирование накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в связи с увеличением численности участников, в том числе за предыдущие годы, в 2020 году на 162,48 млрд. рублей, в 2021 году на 177,03 млрд. рублей, в 2022 году 183,96 млрд. рублей;

Законопроектом предусматривается установить в 2020 году размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, в сумме 288 410,0 рублей. В 2019 году размер накопительного взноса на одного участника составлял 280 009,7 рубля.

При этом Комитет по обороне постоянно (начиная с июня 2018 года) отмечает проблемы функционирования накопительно-ипотечной системы.

По состоянию на 1 января 2018 года дефицит финансирования системы составлял более 50 миллиардов рублей. По состоянию на 1 января 2019 года дефицит финансирования составил уже 91,7 миллиардов рублей. К настоящему времени ситуация только ухудшается. Выделенные в соответствии с Федеральным законом № 459-ФЗ денежные ассигнования на накопительно-ипотечную систему на 2019 год не покрывают дефицита, а лишь обеспечивают ее функционирование. Та же ситуация и в 2020 году.

Комитет по обороне в 2018 году и в течение всего 2019 года рекомендовал рассмотреть вопрос покрытия указанного дефицита.

Рекомендации Комитета по обороне по данному вопросу проигнорированы.

С учетом изложенного Комитет по обороне настаивает, что при уточнении федерального бюджета 2020 года, необходимо рассмотреть вопрос покрытия указанного дефицита.

С 1 января 2014 года Минобороны России реализует решение вопроса жилищного обеспечения военнослужащих путем предоставления жилищных субсидий (далее – ЖС) для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений).

По расчетным оценкам Минобороны России к 1 января 2019 года на учете нуждающихся в постоянном жилье с формой обеспечения ЖС будут состоять свыше 23 тысяч военнослужащих.

На предоставление военнослужащим ЖС предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 113,34 млрд. рублей (37,78 млрд.руб. ежегодно), за счет которых возможно ее предоставление 15,6 тыс. военнослужащих.

При этом Комитет по обороне отмечает, что ежегодный объем выделенных бюджетных ассигнований на протяжении пяти лет не индексируется в зависимости от норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации. В связи с этим количество военнослужащих, которым возможно предоставить ЖС в пределах выделяемых сумм, ежегодно снижается. Только за период 2018-2021 годов снижение количества обеспечиваемых военнослужащих будет в пределах 600-700 человек. При этом количество военнослужащих, изъявивших желание получить ЖС, увеличится и по прогнозным данным Департамента жилищного обеспечения Минобороны России к 1 января 2022 года достигнет свыше 37 тысяч военнослужащих.

В целях недопущения роста очереди на жилье и перехода на плановое обеспечение военнослужащих жильем, а так же сокращения срока ожидания реализации военнослужащих своих жилищных прав до 2-х лет Комитет по обороне предлагал дополнительное выделение бюджетных ассигнований в период 2019-2021 года в размере 144,98 млрд.рублей (2019 - 44,78 млрд.руб., 2020 – 46,77 млрд.руб., 2021 - 53, 43 млрд.руб.).

Предложения Комитета по обороне были проигнорированы.

Аналогичная ситуация складывается в Росгвардии. По состоянию на                    1 июня 2019 года на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания состоит 3 240 военнослужащих, из которых 1 648 необходимо предоставить жилищную субсидию на сумму 10,0 млрд. рублей.

В результате проведенного анализа установлено, что ежегодно признаются нуждающимися в предоставлении жилищной субсидии порядка 250 чел. Таким образом, ежегодно увеличивается потребность в бюджетных ассигнованиях на 1,5 млрд. рублей.

Недофинансирование Росгвардии в период 2019-2021 годы на выплату жилищной субсидии в период с 2019 по 2021 год составляет: 4,8 млрд. рублей (по 1,6 млрд. руб. ежегодно).

Комитет Государственной Думы по обороне отмечает, что недофинансирование данных статей расходов ведет к ежегодному нарастающему увеличению роста очереди на обеспечение жильем и увеличению срока реализации военнослужащими своих жилищных прав и как следствие росту социальной напряженности, а так же росту расходов на содержание военнослужащих (находящихся в распоряжении) которые подлежат увольнению, но не могут быть уволены без предоставления жилья (жилищной субсидии).

В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по обороне считает, необходимым в целях недопущения рост очереди на жилье и перехода на плановое обеспечение военнослужащих жильем, а так же сокращения срока ожидания реализации военнослужащими своих жилищных прав до 2-х лет, рассмотреть вопрос обеспечения финансирования соответствующих статей расходов на требуемом уровне.

Наряду с вышеизложенными проблемными вопросами Комитет по обороне отмечает, что значительный рост фактически отпускных цен на горюче-смазочные материалы осенью 2018 года (рост цен на отдельные виды топлива составил от 10% до 32%) привел к тому, что предусмотренные в соответствии с Федеральным законом № 459-ФЗ денежные ассигнования на закупку горюче-смазочных материалов (далее ГСМ) не обеспечивают в полном объеме потребность Минобороны России. Кредиторская задолженность Минобороны на закупку горюче-смазочных материалов в 2019 году составляет 6,9 млрд.рублей. При этом Правительству Российской Федерации не удалось обеспечить стабилизацию цен на горюче-смазочные материалы в 2019 году (рост цен продолжается), что усугубляет положение дел.

Комитет по обороне отмечает, что значительный рост оптовых цен на нефтепродукты неизбежно влечет за собой увеличение данных расходов не только у Минобороны России, но и у всех силовых министерств. Это не может не сказаться на качестве боевой подготовки.

Предусмотренный законопроектом объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы на закупку ГСМ в Минобороны России позволяет закупить 1,57 миллиона тонн вместо 2,1 миллион тонн (нормативная потребность ГСМ для обеспечения Минобороны России). Дополнительная потребность составляет минимум 20,4 млрд. рублей (с учетом более дешевой закупки 737,9 тыс. тонн  ГСМ в Росрезерве с транспортировкой).

В связи с изложенным, Комитет по обороне считает, что при уточнении федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов необходимо рассмотреть вопрос выделения дополнительных денежных ассигнований на закупку ГСМ, как минимум обеспечивающих нормативную потребность в ГСМ.

Бюджетные ассигнования по подразделу 10 01 "Пенсионное обеспечение" раздела 10 "Социальная политика" в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, а также пособий и иные выплат в рамках пенсионного обеспечения, законопроектом предусматриваются в 2020 году в размере 760,75 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 701 тысяч человек, в 2021 году в размере 790,94 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 739 тысяч человек, в 2022 году в размере 553,71 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 777 тысяч человек.

При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечено, что на изменение расходов по разделу "Социальная политика" (в 2020-2021 года) повлияло увеличение бюджетных ассигнований на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службе, в 2020 году на 113 481,3 млн.рублей и в 2021 году на 234 246,8 млн.рублей.

Вместе с тем Комитет по обороне отмечает, что в соответствии с Федеральным законом № 459-ФЗ объемы денежных ассигнований на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службе в 2020 и 2021 году не были обеспечены в полном объеме с учетом численности получателей "военной пенсии" и ежегодного увеличения денежного довольствия военнослужащих с 1 октября в 2019 году на 4,3% и составляли в 2020 году в размере 646 912,19 млн. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 671 тысяч человек, в 2021 году в размере 556 691,43 млн. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 705 тысяч человек, что ниже объемов 2016 года. Еще при рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Комитет по обороне рекомендовал довести объемы ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним, с учетом численности получателей "военной пенсии" в соответствующие года и увеличения денежного довольствия военнослужащих с 1 октября в 2019 году на 4,3%. Рекомендации Комитета по обороне были проигнорированы.

В Законопроекте объемы денежных ассигнований на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службе на 2022 году не обеспечены в полном объеме с учетом численности получателей "военной пенсии" и ежегодного увеличения денежного довольствия военнослужащих и составляют 553,71 млрд.рублей, что ниже даже объемов 2015 года (604,76 млрд.руб при численности 2 488 тыс.человек).

В 2020 году запланирована индексация денежного довольствия военнослужащих с 1 октября 2020 года на уровень расчетной инфляции - 3%, что соответственно позволит увеличить и "военную пенсию" тоже на 3% с 1 октября 2020 года.

При этом индексация страховой пенсии для граждан будет произведена с            1 января 2020 года на 6,6% (в 2019 году с 1 января на 7,05%, а "военной пенсии" с 1 октября на 6,3%).

Анализ роста пенсий в Российской Федерации показывает, что уже который год наблюдается более низкий уровень индексации "военных пенсий", чем страховой пенсии для граждан.

Наряду с этим, "военные пенсионеры" согласно законодательству получают неполную пенсию. Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии с частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон № 4468-I) составляет с 1 января 2012 года 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно должен увеличивается на 2% до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Введение данной нормы было обусловлено с учетом имеющихся на 2012 год экономических возможностей государства и значительного увеличения пенсии в связи с принятием в 2011 году Федерального закона № 306-ФЗ.

Предложенный порядок исчисления размеров военных пенсий позволил увеличить их размеры в 2012 году в среднем на 50 - 60 % по отношению к уровню 2011 года (уровень "военных пенсий" в 2011 году по отдельным категориям военнослужащих был ниже трудовых пенсий).

При этом в соответствии со статьей 49 Закона № 4468-I "военные пенсии", подлежат пересмотру дважды в год:

одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона № 4468-I.

Кроме того, подпунктом "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (далее – Указ № 604) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Законодательно закрепленный порядок исчисления размеров "военных пенсий" в целом обеспечивал поддержание должного уровня материального обеспечения военных пенсионеров.

Вместе с тем, с 2013 года по 2017 год включительно действие части 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее – № ФЗ-306), в соответствии с которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям должны ежегодно увеличиваться (индексироваться) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) приостановлено, а начиная с 2015 года по настоящее время приостановлено также и действие части второй статьи 43 Закона № 4468-1.

При этом до 2018 года увеличение "военной пенсии" осуществлялось путем изменения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии с Законом № 4468-I ("понижающего" коэффициента).

Таким образом, государство фактически выполняло установленное частью второй статьи 43 Закона  № 4468-I обязательство по увеличению "понижающего коэффициента" не менее, чем на 2 процента, на что и ссылался Конституционный Суд Российской Федерации в определениях по жалобам о проверке конституционности федеральных законов, ранее приостанавливавших действие части второй статьи 43 Закона № 4468-I (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 2739-О, от 19 ноября 2015 года № 2709-О, от 29 сентября 2015 года № 2250-О).

При этом более высокий темп роста "понижающего  коэффициента", чем это указано в Законе № 4468-I, с 2014 по 2016 годы не покрывал даже уровень инфляции, не говоря о выполнении Указа № 604.

Годы

Коэффициент

который планировался

(по Закону № 4468-I)

Установленный коэффициент

Повышение денежного довольствия военнослужащих

Повышение

военной пенсии

на %

Инфляция

Повышение которое должно быть в соответствии с Указом №604

2012

54%

54%

 

 

 

 

2013

56%

58,05%

0%

+8,33%

6,45 %

8,45%

2014

58%

62,12%

0%

+6,19%

11,36 %

13,36%

2015

60%

66,78%

0%

+7,5%

12,90 %

14,90%

2016

62%

69,45%

0%

+4,0%

5,4 %

7,4%

2017

64%

72,23%

0%

+4,0%

2,8 %

4,8%

2018

66%

72,23%

4%

+4,0%

3,8%

5,8%

2019

68%

73,68%

4,3% (с 1.10)

+6,3% (с 1.10)

4,3%

6,3%

2020

70%

73,68%

3% (с 1.10)

+3,0% (с 1.10)

3%

5,0%

2021

72%

73,68%

4% (с 1.10)

+4,0% (с 1.10)

4%

6,0%

2022

74%

73,68%

4% (с 1.10)

+4,0% (с 1.10)

4%

6,0%

 

В 2018 года увеличение "понижающего коэффициента", в соответствии с частью второй статьи 43 Закона № 4468-I не осуществлялось. А в 2019 году увеличение "понижающего коэффициента" было ниже 2% (на 1,45%) и с 1 октября 2019 год он составил 73,68%.

Вместе с тем, Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу законопроект № 802513-7 "О приостановлении действия части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". Вышеназванным законопроектом предусмотрено сохранить с 1 января 2019 года до 1 января 2020 года прежний размер (73,68%) денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.

Комитет по обороне неоднократно отмечал, что начиная с 2015 года положения Указа № 604 выполняются не в полной мере. "Недоиндексация" на текущее время составила 20% (т.е. пятую часть от суммы "военной пенсии"). Это привело к тому, что размер "военных пенсий" рядового и сержантского состава военнослужащих практически сравнялся с размером страховых (трудовых) пенсий.

Наряду с этим за счет законодательно закреплённого учета неполного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении "военной пенсии" (понижающего коэффициента), "экономия" бюджета с 2012 года по 2019 год составила порядка 2,8 трлн.рублей.

Правительство Российской Федерации постоянно уклоняется от выполнения законодательно закрепленных пенсионных гарантий граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службе и Указа № 604.

Позиция и рекомендации Комитета по обороне по данному вопросу игнорируются.

 

Выполнение Указа Президента Российской Федерации

от 7 мая 2012 года № 604

 

 

В 2020 году требования подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 также не учтены. Законопроектом уровень инфляции в 2020 году предусмотрен в размере 3%. Следовательно, для выполнения требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 с учетом уровня инфляции в размере 3 % необходимо доведение индексации "военной пенсии" до 5%.

По мнению Комитета по обороне, такое исполнение Закона № 4468-I и Указа № 604 фактически дискредитирует установленный механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором "военные пенсионеры" могли рассчитывать на пересчет пенсионных выплат, заложенный еще в 2012 году.

В целях исключения дискриминации "военных пенсионеров" по отношению к другим пенсионерам, а также исполнения Закона № 4468-I и Указа № 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации "военной пенсии" с 3% до 5% (с 1 октября 2020 года на 3% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в законопроекте и на 2% с 1 января (на основании статьи 49 Закона № 4468-I) за счет изменения "понижающего коэффициента" увеличив его до 75,16 %  в целях выполнения Указа № 604). В связи с изложенным потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в размере в 2020 году – 16,79 млрд.рублей, в 2021 году – 17,33 млрд.рублей, в 2020 году – 18,03 млрд.рублей (всего на 2020-2022 годы – 52,14 млрд.рублей). Комитет по обороне предлагает увеличение на 2020 год бюджетных ассигнований в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению произвести при внесении изменений в федеральный бюджет 2020 года, а на 2021 и 2022 годы при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы (с учетом того, что 2022 год обеспечен не в полном объеме ассигнованиями (в законопроекте объем ассигнований ниже объема 2015 года).

На изменение расходов по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" (в 2020-2021 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом 459-ФЗ, в 2022 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2021 год) повлияло:

увеличение бюджетных ассигнований:

на реализацию мероприятий по обеспечению военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях в целях завершения строительства жилых помещений для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в 2020 году на 1 784,5 млн. рублей, в 2021 году на 1 743,1 млн. рублей, в 2022 году уменьшение на 680,6 млн. рублей;

 

Национальный проект

"Безопасные и качественные автомобильные дороги"

Бюджетные ассигнования Минобороны России, предусмотренные в законопроекте на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в части Федерального проекта "Автомобильные дороги Минобороны России", в 2020 году составят 104 274,1 млн. рублей, в 2021 году – 137 396,3 млн. рублей, в 2022 году – 23 881,3 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом № 459-ФЗ, в 2020 году уменьшены на 0,1 млн. рублей, в 2021 году не изменились, в 2022 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом национального проекта на 2022 год, увеличены на 2,4 млн. рублей.

Наименование федерального проекта

2019

год

2020 год

2021 год

2022 год

Закон            № 459- ФЗ

Законо-

проект

Δ к

закону, %

Закон               № 459- ФЗ

Законо-

проект

Δ к

закону,

%

Паспорт

проекта

Законо-

проект

Δ к

паспорту проекта на 2022 год, %

1

2

3

4

5=4/3*100

6

7

8=7/6*100

9

10

11=10/9*100

Федеральный проект "Автомобильные дороги Минобороны России"

1 050,0

1 050,0

1 050,0

100,0

1 000,0

1 000,0

100,0

850,0

850,0

100,0

 

 

По направлению "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" (в 2020 и 2021 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 459-ФЗ, в 2022 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2021 год), повлияло:

увеличение бюджетных ассигнований в части раздела "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность":

на закупку вещевого имущества Росгвардии в рамках государственного оборонного заказа в 2020 году на 300,0 млн. рублей;

на предоставление жилищной субсидии военнослужащим Росгвардии в 2020 - 2021 годах на 250,0 млн. рублей ежегодно;

на установление надбавки за особые условия службы в размере 65% от должностного оклада сотрудникам подразделений Росгвардии в Республике Крым и г. Севастополе в 2020 году на 248,0 млн. рублей и в 2021 году на 257,6 млн. рублей;

на приобретение и обслуживание медицинского оборудования, а также закупку лекарственных препаратов первой необходимости для медицинских учреждений Росгвардии в 2020 - 2021 годах на 200,0 млн. рублей ежегодно;

на содержание и оснащение морской бригады Росгвардии по охране Керченского моста в 2020 году на 157,8 млн. рублей, в 2021 году на 130,3 млн. рублей и в 2022 году на 2,5 млн. рублей;

на организацию химико-токсикологического исследования военнослужащих Росгвардии в 2020 - 2021 годах на 85,0 млн. рублей ежегодно.

Согласно пояснительной записке к законопроекту бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании законопроекта по направлению "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" по разделу "Национальная оборона" составят в 2020 году - 4 400,4 млн. рублей, в 2021 году - 4 723,2 млн. рублей, в 2022 году - 7 263,1 млн. рублей, в том числе:

на выполнение обязательств, принятых по договорам при осуществлении военно-технического сотрудничества, а также на проведение мероприятий, связанных с восполнением продукции военного назначения, поставленной из наличия при осуществлении военно-технического сотрудничества, на расходы Минобороны России, связанные с проведением паспортизации объектов Минобороны России, выполнением работ по развитию и пополнению информационных ресурсов Минобороны России "Память народа" и "Подвиг народа", регистрацией прав собственности и оформлением правоустанавливающих документов, обеспечением выполнения международных обязательств по размещению воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств в 2020 - 2022 годах в объеме 4 400,4 млн. рублей ежегодно;

на мероприятия подпрограммы "Развитие национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" в 2021-2022 годах в объеме 322,8 млн. рублей ежегодно;

на мероприятия, ранее реализуемые в рамках ФЦП "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2021 годах" в 2022 году в объеме 2 539,9 млн. рублей.

Выводы:

1. Проект федерального закона № 802503-7 "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" по разделу 02 "Национальная оборона" в целом подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

2. Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона"
в 2020 году составят 3 056 223,9 млн. рублей, в 2021 году - 3 199 695,3 млн. рублей и в 2022 году - 3 285 167,7 млн. рублей.

Открытой частью проекта федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме                1 005 523,55 млн. рублей на 2019 год, 1 034 576,97 млн. рублей на 2020 год и                1 056 009,26 млн. рублей на 2021 год.

3. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП составит в 2020 году - 2,4%, в 2021 году - 2,7%, в 2022 году - 2,6%.

Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2020 году по сравнению с 2019 годом (16,8%) уменьшится и составит 15,7%, в 2021 и 2022 годах уменьшится и составит 15,9% соответственно.

4. Выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации.

5. При уточнении федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Правительству Российской Федерации проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.

6. При уточнении федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов необходимо ежегодное увеличение на 1 млрд.рублей объемов денежных ассигнований Минобороны России на субвенции в соответствии с новой методикой на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

7. В целях недопущения рост очереди на жилье и перехода на плановое обеспечение военнослужащих жильем, а так же сокращения срока ожидания реализации военнослужащими своих жилищных прав до 2-х лет, рассмотреть вопрос обеспечения финансирования соответствующих статей расходов на требуемом уровне.

8. Учитывая сложившуюся ситуацию с жилищным обеспечением ветеранов боевых действий, необходимо увеличение субвенции федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы как минимум в два раза (увеличив ее до 4 млрд. рублей), что позволит завершить программу за три года.

9. При уточнении федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов необходимо рассмотреть вопрос выделения дополнительных денежных ассигнований на закупку ГСМ как минимум обеспечивающих нормативную потребность в ГСМ.

10. В целях исключения дискриминации "военных пенсионеров" по отношению к другим пенсионерам, а также исполнения Закона № 4468-I и Указа № 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации "военной пенсии" с 3% до 5% (с 1 октября 2020 года на 3% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в законопроекте и на 2% с 1 января (на основании статьи 49 Закона № 4468-I) за счет изменения "понижающего коэффициента" увеличив его до 75,16 %  в целях выполнения Указа № 604). Увеличение бюджетных ассигнований в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению предлагается на 2020 год произвести при внесении изменений в федеральный бюджет 2020 года, а на 2021 и 2022 годы при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы.

11. Указанные замечания могут быть учтены при доработке Законопроекта ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 802503-7                     "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в первом чтении.

 

 

Председатель Комитета                                                                       В.А. Шаманов