Решение Верховного Суда РФ от 15 октября 2014 года № ВКГПИ 14-47

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 15 октября 2014 г. N ВКГПИ14-47

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.

при секретаре Хорняк Г.П.

с участием заявителя Молодянова А.А., представителя Федеральной службы безопасности России (далее - ФСБ России) Чарыева М.Р., представляющего по распоряжению Президента Российской Федерации его интересы в данном деле, и военного прокурора отдела <...> управления Главной военной прокуратуры Соколова С.Б., рассмотрев гражданское дело по заявлению Молодянова А.А. об оспаривании Указа Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 157с в части увольнения заявителя с военной службы и приказа Федеральной службы безопасности России от 9 апреля 2014 года N 307-ЛС в части, в которой определено полагать заявителя уволенным с военной службы,

 

установил:

 

бывший <...> Управления - <...> отдела береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Республике <...> запаса Молодянов А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать незаконным Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 157с в части его увольнения с военной службы и обязать Президента Российской Федерации отменить данный ненормативный правовой акт в части, его касающейся. Также он просит признать незаконным приказ Федеральной службы безопасности России от 9 апреля 2014 года N 307-ЛС в части, в которой определено полагать заявителя уволенным с военной службы.

Свое требование Молодянов А.А. мотивирует тем, что в нарушение пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он без его согласия уволен с военной службы без предварительного обеспечения жилым помещением для постоянного проживания путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения по вновь избранному месту жительства в г. Благовещенске Амурской области.

В судебном заседании Молодянов А.А. поддержал заявленные требования, пояснив, что закон гарантирует ему право оставаться на военной службе вплоть до обеспечения жилым помещением в избранном постоянном месте жительства. Несмотря на то, что он настаивал на реализации этого права, Президент Российской Федерации принял незаконное, по его мнению, решение о его увольнении до предоставления жилищной субсидии.

Представляющий интересы Президента Российской Федерации и ФСБ России Чарыев М.Р. не признал требования Молодянова А.А. и пояснил, что решение об увольнении заявителя с военной службы принято Президентом Российской Федерации в пределах его полномочий, с надлежащим соблюдением процедуры и прав военнослужащего. Поскольку Молодянов А.А. в г. Каспийске Республики Дагестан на момент увольнения был обеспечен служебным жилым помещением общей площадью, превышающей учетную норму, и состоит в очереди нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства в г. Благовещенске Амурской области, препятствий для его увольнения с военной службы не имелось.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон и заключение прокурора Соколова С.Б., полагавшего необходимым оставить заявление Молодянова А.А. без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 50 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 того же Федерального закона военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В рапорте от 3 октября 2013 года на имя Директора ФСБ России Молодянов А.А. выразил желание уволиться с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N <...> Молодянов А.А. уволен с военной службы.

Изданным во исполнение данного Указа приказом ФСБ России от 9 апреля 2014 года N 307-ЛС определено полагать, что <...> Молодянов А.А. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Общая продолжительность военной службы Молодянова А.А. составляет более 33 лет.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства.

Аналогичная правовая норма содержится в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237. При этом в данной норме определено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответствие закону приведенной части пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года N ВКПИ07-30, в котором отмечено, что норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилого помещения, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения таковым по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. Следовательно, препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту военной службы, не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.

Из договора найма служебного жилого помещения от 1 февраля 2011 года и объяснений Молодянова А.А. усматривается, что в г. Каспийске Республики Дагестан ему предоставлено служебное жилое помещение общей площадью <...> м 2, в котором он проживал вдвоем с супругой.

Из листа беседы по вопросу исключения из списков личного состава части от 26 мая 2014 года следует, что Молодянову А.А. разъяснено его право пользования служебным жилым помещением вплоть до предоставления жилья в избранном месте жительства.

Из справки о сдаче жилого помещения N <...> от 18 июля 2014 г., подписанной командиром войсковой части <...> Ш.., видно, что Молодянов А.А. 18 июля 2014 года сдал ранее предоставленное ему служебное жилое помещение.

Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике <...> от 8 октября 2013 г. N <...> следует, что <...> Молодянов А.А. с супругой принят на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге с 4 октября 2013 г.

Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике <...> от 10 июля 2014 г. N <...> усматривается, что в связи с волеизъявлением Молодянова А.А. об изменении выбора места жительства после увольнения с военной службы, выраженным в рапорте от 25 июня 2014 г., он с супругой принят на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Благовещенске Амурской области с 4 октября 2013 г. При этом было определено, что в соответствии с пунктом 19 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", введенным Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, Молодянову А.А. будет предоставлена жилищная субсидия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. По смыслу пункта 5 данного нормативного правового акта жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания. То есть такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему с семьей жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.

Добровольное освобождение Молодяновым А.А. после увольнения с военной службы служебного жилого помещения не свидетельствует об ограничении его прав в жилищной сфере и не может расцениваться как обстоятельство, влияющее на оценку законности увольнения заявителя.

Из изложенного следует, что к моменту издания Президентом Российской Федерации Указа от 19 марта 2014 года N 157с Молодянов А.А. имел общую продолжительность военной службы более 10 лет, вместе с членом семьи - супругой был обеспечен по месту дислокации воинской части служебным жилым помещением надлежащей площади, из которого не мог быть выселен до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, в том числе путем предоставления жилищной субсидии. Право заявителя на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства в форме предоставления жилищной субсидии в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" может быть им реализовано без каких-либо ограничений и после увольнения с военной службы. Какие-либо права и законные интересы Молодянова А.А. в жилищной сфере при увольнении с военной службы нарушены не были.

Таким образом, Президент Российской Федерации обладал полномочиями и имел основания для увольнения Молодянова А.А. с военной службы, и поэтому принятое им решение не повлекло нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления следует отказать. Соответственно, не имеется оснований для признания незаконным и приказа ФСБ России от 9 апреля 2014 г. N 307-ЛС, изданного во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 4 статьи 258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

В удовлетворении заявления Молодянова А.А. об оспаривании Указа Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 157с в части увольнения заявителя с военной службы и приказа ФСБ России от 9 апреля 2014 года N 307-ЛС в части, в которой определено полагать заявителя уволенным с военной службы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Г.СОКЕР