Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2004 г. N ВКПИ04-36

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 18 мая 2004 г. N ВКПИ04-36

 

Именем Российской Федерации

 

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

 

    председательствующего - судьи

    Верховного Суда Российской Федерации

    генерал-майора юстиции                           Хомчика В.В.,

    при секретаре -

    старшем лейтенанте юстиции                      Ушаковой М.В.,

    с участием заявителя                            Святкина А.П.,

    представителя ответчика -

    Правительства Российской Федерации               Беловой М.С.,

    военного прокурора отдела

    Главной военной прокуратуры

    полковника юстиции                                Кочура А.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина С. о признании недействующим подпункта "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475),

 

установила:

 

С. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просит признать недействующим подпункт "д" пункта 10 указанных выше Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.

При этом он указывает, что на основании данной нормы орган местного самоуправления - Администрация г. Бузулука Оренбургской области исключила его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и лишила права на получение государственного жилищного сертификата, расценив получение им в собственность жилья меньшей площади взамен сданной государству квартиры как обмен, ухудшивший его жилищные условия.

Заявитель в судебном заседании по существу поддержал свои требования и просил подпункт "д" п. 10 Правил дополнить словами "в собственность".

Представитель Правительства Российской Федерации Б. возражала против удовлетворения заявления С., указав, что Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 принято в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и не ограничивает права военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, т.к. государство при наличии соответствующих оснований, предусмотренных законом, гарантирует им одноразовое предоставление жилья в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения.

Выслушав заявителя С., представителя Правительства РФ Б., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Кочура А.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит, что заявление С. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ).

Согласно ст. 49 ЖК РСФСР правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Таким образом, Правительство Российской Федерации, принимая Постановление N 1054 от 6 сентября 1998 года и утвердив Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, действовало в рамках указанной конституционной нормы, статьи 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и ст. 49 ЖК РСФСР.

Оценивая соответствие оспариваемой заявителем нормы закону, необходимо отметить следующее.

Государство гарантирует отдельным категориям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безвозмездное предоставление жилой площади на условиях социального найма, что закреплено в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и оспариваемом заявителем Постановлении Правительства Российской Федерации.

В указанных Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В пункте 7 Правил определены основания признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий не признаются военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Право нанимателя на обмен занимаемого жилого помещения закреплено в ст. 67 Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" от 04.07.91 N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие закону.

Улучшение жилищных условий основано на равенстве всех нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от того, в какой разновидности жилищного фонда они пользуются жилой площадью (государственный, муниципальный, общественный или частный). Это правило вытекает из положений статьи 28 ЖК РСФСР.

Таким образом, граждане, имеющие в собственности жилые помещения, в том числе ставшие собственниками в результате приватизации ранее полученного от государства жилья, обладают правом улучшения жилищных условий в случае признания их таковыми по основаниям, предусмотренным законодательством.

Вместе с тем у граждан, обеспеченных государством жилыми помещениями по установленным нормам, но воспользовавшихся своим правом на его обмен либо приватизацию и последующее отчуждение, в результате совершенных сделок могут возникнуть основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку, по смыслу закона, гражданин обладает правом быть обеспеченным жилым помещением на условиях социального найма лишь единожды, указанные выше случаи, повлекшие ухудшение жилищных условий и возникновение оснований нуждаемости по воле гражданина, обоснованно были отнесены Правительством РФ к обстоятельствам, исключающим повторное обеспечение таких граждан бесплатным жилым помещением.

На основании изложенного Военная коллегия приходит к выводу, что по указанным в заявлении С. основаниям оспариваемая им норма рассматриваемого Постановления Правительства РФ недействующей признана быть не может.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

 

решила:

 

С. в признании недействующим подпункта "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475), отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

 

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

В.ХОМЧИК