Данное решение состоялось после вынесения 22 июля 2016 г. Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации кассационного определения № 211-КГ16-17 по административному иску Коваль Ю.М.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2а-181/2016 г.
5 сентября 2016 г. г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Аникиной О.Г.,
при секретаре - Минеевой Е.В.,
с участием представителя административного истца - адвоката Кутафина А.Е.,
представителя начальника 5 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Драгалиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении гарнизонного военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Коваля <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 5 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных со снятием его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Коваль Ю.М., проходивший военную службу по контракту в войсковой части №, общая продолжительность военной службы которого составила более 10 лет, в связи с предстоящим увольнением с военной службы по состоянию здоровья 16 июля 2013 года с составом семьи 6 человек с 26 ноября 2012 года был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном при увольнении с военной службы постоянном месте жительства в г.Подольск Московской области.
Решением начальника 5 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 30 июня 2015 года № 413 Коваль Ю.М. был снят с названного учета.
Полагая, что этим нарушены его права, Коваль Ю.М. обратился в военный суд с заявлением об оспаривании указанных действий начальника 5 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в котором просил обязать названное должностное лицо отменить его решение от 30 июня 2015 года № 413 о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и восстановить его на данном учёте с даты первоначальной постановки.
В обоснование заявленных требований в своём заявлении Коваль Ю.М. указал, что имеет право на обеспечение жильём по избранному после увольнения месту жительства ввиду соответствующих выслуги лет и основания увольнения, а также вступивших в законную силу решений Уссурийского гарнизонного военного суда.
В судебном заседании представитель административного истца Кутафин А.Е. поддержал требования Коваля Ю.М.
Представитель начальника 5 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Драгалина А.С., не признав требования административного истца, полагала оспариваемые действия законными и обоснованными.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Коваль Ю.М., имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, в связи с предстоящим увольнением с военной службы по состоянию здоровья 16 июля 2013 года был признан с составом семьи 6 человек нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы месте жительства - городе Подольске Московской области.
Административному истцу на праве собственности по месту прохождения военной службы принадлежит квартира общей площадью 80,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, в которой также проживают члены его семьи, всего 6 человек.
В мае 2012 года на основании договора купли-продажи Коваль Ю.М. произвёл отчуждение принадлежавшей ему на праве собственности другой трехкомнатной квартиры, расположенной в этом же городе, по <адрес>, общей площадью 44,2 кв.м.
Согласно решению начальника 5 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 30 июня 2015 года № 413 и уведомлению от этой же даты № 14-09/2117 Коваль Ю.М. снят с жилищного учёта в связи с обеспеченностью жильём в размере, превышающем установленную учётную норму, и отсутствием оснований состоять на жилищном учёте.
Оценивая действия указанного должностного лица, связанные со снятием Коваля Ю.М. с учёта нуждающихся в жилых помещениях, суд исходит из следующего.
Согласно абз. 13 п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Исходя из содержания ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учётной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
По делу установлено, что на момент снятия Коваля Ю.М. в июне 2015 года с жилищного учёта он имел в собственности жилое помещение, и с учётом членов семьи, принимая во внимание учётную норму площади жилого помещения, установленную решением Подольского городского Совета депутатов Московской области от 19 июля 2005 года № 37/4 - 8 кв.м. для граждан, проживающих в отдельных квартирах, и решением Думы Уссурийского городского округа Приморского края от 31 мая 2005 года № 234, с учётом изменений, внесенных 26 июня 2012 года, - 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, был обеспечен жильём по нормам, установленным как по месту прохождения службы, так и по избранному после увольнения месту жительства.
Согласно п.14 ст.15 Федерального закона «О статусевоеннослужащих» определённая законом категория военнослужащих, к которой относится Коваль Ю.М., обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу п.5 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случаеосвобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из содержания указанных правовых норм следует, что вопрос об обеспечении военнослужащего жилым помещением по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства может быть поставлен только после передачи находящегося у него в собственности жилого помещения федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, при согласии с получением.
Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика Драгалина А.С., документы о передаче Ковалем Ю.М. Министерству обороны РФ находящегося у него в собственности жилого помещенияобщей площадью 80,8 кв.м. до настоящего времени в отдел не поступали.
Из пояснений представителя административного истца Кутафина А.Е. следует, что названное жилое помещение Ковалем Ю.М. Министерству обороны РФ не передано.
Вышеуказанные условия Ковалем Ю.М. не выполнены, а оформленные им и членами его семьи обязательства о сдаче находящегося у административного истца в собственности жилого помещения не свидетельствуют о выполнении им требований закона.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что начальник 5 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, исходя из положений ст.56 ЖК РФ, правомерно принял 30 июня 2015 года решение о снятии Коваля Ю.М. с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, о чём известил его в своем письме от той же даты № 14-09/2117.
Ссылки Коваля Ю.М. на ранее состоявшиеся судебные постановления, принятые с участием его и ФГКУ «Востокрегионжильё», являются несостоятельными.
Как усматривается из материалов дела, в решении Уссурийского гарнизонного военного суда от 29 мая 2013 года вопрос о сдаче Ковалем Ю.М. принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения общей площадью 80,8 кв.м. с учётом вышеприведённых норм закона не проверялся и соответствующей оценки не получил.
При принятии решения суд исходил из других обстоятельств, и свои выводы обосновал ссылкой на постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, которым утверждён Порядок учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Из материалов же дела следует, что к моменту принятия обжалуемого решения жилищного органа, Коваль Ю.М. 11 июня 2015 года изменил способ обеспечения жилым помещением и изъявил желание получить жилищную субсидию, а не жилое помещение по избранному им месту жительства.
В рамках же гражданского дела, разрешённого Уссурийским гарнизонным военным судом 11 марта 2014 года, был рассмотрен вопрос, не связанный с правом Коваля Ю.М. состоять на жилищном учёте, и касался лишь внесения изменений в его жилищное дело с учётом отчуждения им жилых помещений в 2010 и 2012 годах.
Таким образом, указанные судебные постановления, в соответствии с положениями процессуального закона, не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
Установленный ст.219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением Ковалем Ю.М. не пропущен, поскольку в суд с заявлением об оспаривании действий начальника 5 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных со снятием его 30 июня 2015 года с учёта нуждающихся в жилых помещениях, он обратился 13 июля 2015 года. 20 июля 2015 года Уссурийским гарнизонным военным судом, по итогам рассмотрения заявления Коваля Ю.М., вынесено решение, отмененное кассационным определением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2016 года № 211-КГ16-17, направившей дело в Уссурийский гарнизонный военный суд на новое рассмотрение.
Вместе с тем, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, исходя из содержания вышеуказанных норм материального права и фактических обстоятельств дела, суд полагает требования Коваля Ю.М. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В силу ст.111 КАС РФ расходы административного истца по оплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, ввиду отказа в удовлетворении заявленных требований, возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Коваля <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 5 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных со снятием его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 9 сентября 2016 года.
Председательствующий