Кассационное определение Верховного Суда РФ № 210-КГ16-2 от 22.03.2016 г.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 210-КГ16-2

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва                                                         22 марта 2016 г.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Крупнова И.В., судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г. при секретаре Рябцевой А.И. рассмотрела в открытом судебном засе­дании административное дело по кассационной жалобе начальника 3 отдела Федерального государс22.03.2016 г.твенного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Западрегионжилье») Будко Ю.В. на решение Североморского гарнизонного военного суда от 2 июня 2015 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 20 июля 2015 г. по заявлению военнослужащего войсковой части 03123 подполковника Бутакова И Г об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Западрегионжилье», связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

установила:

решением Североморского гарнизонного военного суда от 2 июня 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 20 июля 2015 г., удовлетворено заявление Бутакова И.Г., в котором он просил признать незаконными решения начальника 3 отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от 22 апреля 2015 г. № 08-45/169 и № 0848/033 об отказе в предоставлении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Санкт-Петербурге на семью из трех человек и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. На начальника 3 отдела ФГКУ «Западрегионжилье» судом возложена обязанность по восстановлению Бутакова И.Г. на учете нуждающихся в жилых помещениях и повторному рассмотрению вопроса о предоставлении ему жилого помещения.

Определением судьи Северного флотского военного суда от 25 сентября 2015 г. в передаче кассационной жалобы должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе начальник 3 отдела ФГКУ «Западрегионжилье», указывая на обеспеченность заявителя жилым помещением по месту военной службы и наступление у заявителя предельного возраста пребывания на военной службе в связи с изменением законодательства в феврале 2023 года, что свидетельствует об отсутствии оснований для постановки его на жилищный учет в настоящее время, просит судебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что подполковник Бутаков И.Г., родившийся г. и заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., в июне 2014 года заключил контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на ней, то есть до 27 февраля 2018 г. По месту военной службы заявитель обеспечен жилым помещением по договору социального найма.

После заключения контракта Бутаков И.Г. обратился в жилищный орган с заявлением о предоставлении ему и членам семьи жилого помещения в избранном месте жительства после увольнения с военной службы.

Извещением от 16 сентября 2014 г. заявитель был проинформирован о предоставлении ему жилого помещения. Однако решениями начальника 3 отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от 22 апреля 2015 г. № 08-45/169 и № 0848/033 ему было отказано в предоставлении указанного жилого помещения и он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.

В мае 2015 года Бутаков И.Г. оспорил названные решения начальника 3 отдела ФГКУ «Западрегионжилье» в судебном порядке, а 1 июня 2015 г. об­ ратился по команде с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы 26 февраля 2018 г. по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что законодательство позволяет Бутакову И.Г., который 27 февраля 2018 г. достигнет предельного возраста пребывания на военной службе, ставить вопрос о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства за три года до увольнения с военной службы.

Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что в связи с изменением законодательства о воинской обязанности и военной службе Бутаков И.Г. вправе выразить желание уволиться по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо высказать намерение продолжить службу только перед окончанием последнего заключенного контракта, то есть в 2018 году.

Такие выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 64-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 49 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих в воинском звании подполковник установлен 50 лет вместо 45 лет.

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 64-ФЗ закон вступил в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, то есть 30 сентября 2014 г., а военнослужащие, заключившие новый контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе уволиться с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что она установила исключение для военнослужащих, которые при наличии возможности продолжить военную службу до 50 лет сохранили право на увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по ранее действовавшему законодательству в 45 лет.

Вместе с тем порядок и сроки принятия решения об увольнении либо продолжении военной службы для такой категории военнослужащих исключений не содержат и осуществляются по ранее установленным правилам.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы в силу п. 13 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Согласно ст. 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 660, уточнение у военнослужащего вопроса заключения им нового контракта производится за шесть месяцев до окончания соответствующего контракта.

Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 350.

Названные предписания правовых норм во взаимосвязи с положениями ст. 49 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» указывают на то, что решение определенной категорией военнослужащих, к которой относится заявитель, вопроса об увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо о заключении нового контракта производится за шесть месяцев до истечения срока действия ранее заключенного контракта.

Следовательно, принятие такими военнослужащими в указанный период решения о заключении нового контракта указывает на отсутствие обязанности у федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по обеспечению их жилым помещением не по месту военной службы.

В свою очередь, если военнослужащий, несмотря на возможность продолжения военной службы, за шесть месяцев до истечения срока контракта примет решение об увольнении на основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» он вправе одновременно поставить вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства.

Принятие решения об увольнении на более ранней стадии для данной категории военнослужащих, вопреки утверждению суда первой инстанции, не может влечь правовых последствий, и, как следствие, возникновения у федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанности по признанию их нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства после увольнения военной службы.

В связи с изложенным решение начальника 3 отдела ФГКУ "Западрегионжилье" об отказе в предоставлении Бутакову И.Г. жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях основаны на законе и прав заявителя не нарушают.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Бутакова И.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих
 
определила:
 
решение Североморского гарнизонного военного суда от 2 июня 2015 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 20 июля 2015 г. по заявлению Бутакова И.Г. в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Бутакову И.Г. отказать.
 
Председательствующий
И.В.КРУПНОВ
 
Судьи
А.Н.ЗАМАШНЮК
С.Г.СОКЕРИН